Контакты между Ватиканом и Константинопольским патриархатом становятся все более интенсивными. 31 января – 2 февраля в Турции побывал миланский архиепископ, кардинал Анджело Скола. Во время своего визита монсеньор выразил надежду на скорое восстановление семинарии Константинопольского патриархата на острове Халки. Одной из задач ее могло бы стать богословское изучение ислама и ведение межрелигиозного диалога с мусульманами. «Это задача, которой вы занимались в течение многих столетий», - отметил Скола. Также архиепископ и Константинопольский патриарх Варфоломей вместе выступили на презентации книги «Папа Бенедикт XVI» (издание Международного фонда «Оазис»). Скола напомнил, что Турция – знаковый регион для христианства: здесь, в городе Тарс родился первоверховный апостол Павел, отсюда он совершил свои паломничества.
Интересно другое. Как пишет Vatican insider, миланский архиепископ выразил принимающей стороне «наше сочувствие и нашу поддержку», ссылаясь на «тяжелое положение христиан в Турции». Что бы это значило? С начала понтификата папы Римского Франциска в Ватикане старались особо не комментировать внутренние турецкие дела. Максимум, чем отметился папа, это подтвердил свои ранние заявления с осуждением геноцида армян. Пока в конце января этого года президент Франции Франсуа Олланд не сделал несколько примечательных заявлений на встрече с папой. Олланд рассказал Франциску, что он едет на днях (27 января) в Турцию, где готов публично отстаивать права восточных христиан. И «напомнил о приверженности Франции» в деле защиты христианских святынь на Святой земле.
Святая земля… Упоминание о ней оживляет в памяти крестовые походы времен высокого средневековья, взятие Константинополя и создание на обломках разрушающейся Византии королевств рыцарей-крестоносцев, рождение Османской империи, создание под эгидой Рима коалиции против османов, вплоть до самого XIX века. Казалось бы, что нам сегодня до этого, но, похоже, тени прошлого начинают вновь обретать силы. На Ближний Восток накатывают «цунами» геополитические изменения, которые никого не оставляют неизменными. Свою роль готовятся сыграть и христианские меньшинства в Турции. По замечанию отца-доминиканца Альберто Фабио Амбросио, исследователя османской истории, сегодня в Турции проживает около ста тысяч христиан. Здесь представлены почти все Западные и Восточные христианские Церкви – католики, православные, протестанты, армяне. Католиков насчитывается 20 тысяч человек. Еще несколько лет назад языком латинского богослужения в Стамбуле не был французский, но теперь он вслед итальянским и немецким завоевывает все больше и больше позиций. Динамика жизни общины такова, подчеркивает отец Амбросио, что это может «оживить жизнеспособность христианского присутствия в Турции».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На этом фоне многозначительным во всех смыслах выглядит стремительное сближение Франциска и Варфоломея. В мае этого года понтифик и патриарх встречаются в Иерусалиме. Об этом рандеву говорится уже довольно давно. Постоянно подчеркивается ее большое значение с точки зрения развития экуменистического сближения. Идут отсылки к совместному заявлению 1964 года папы Римского Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора, которым они примирили католиков и православных, сняв наложенные друг на друга в 1054 году анафемы. Со стороны Ватикана идут намеки, что и нынешняя встреча Франциска и Варфоломея в Иерусалиме может дать старт не менее значимым процессам.
Иначе говоря, Западная и Восточная церковь соединятся? В истории уже такое было. 6 июля 1439 года кардинал Джулио Чезарини и митрополит Виссарион Никейский по-гречески и по-латыни провозгласили унию Рима и Константинополя, что стало самым значимым событием Ферраро-Флорентийского собора. Спустя восемь лет униатский Константинопольский патриарх Григорий III был низложен, а Ферраро-Флорентийский Собор в присутствии патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского предали анафеме Константинопольской церковью. Но в 1453 году, накануне штурма Константинополя, император Константин XI обратился за помощью к Западу. В город прибыл римский кардинал, бывший московский митрополит Исидор, который в знак восстановленного мира между Восточной и Западной церквами отслужил униатскую обедню в храме Святой Софии.
В своей работе «История византийской империи» известный византолог Александр Васильев приводит описание последней церковной службы в Святой Софии в ночь с 28 на 29 мая 1453 года, сделанное английским историком Пирсом: «Патриарх и кардинал, немалое количество представителей как Восточной, так и Западной церквей, император и знать, последние остатки некогда блистательной и смелой византийской аристократии, священнослужители и воины перемешались... Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощалась с патриархом... Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по ее отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме в присутствии ее мужественного последнего императора». Византия закончила свой жизненный путь экуменическим стоянием, а православный собор Святой Софии – католической мессой.
Сегодня у Ватикана появляются шансы отыграть историю назад. Турция переживает непростые времена. Анкара заинтересована в Европе, куда ее не пускают. Правительство Реджепа Эрдогана одно время разыгрывало «ближневосточную карту» и «исламский фактор», пытаясь стать здесь региональным лидером. Но в итоге Анкара пришла к тому, что на Ближнем Востоке она оказалась уязвимой перед процессами, которые не способна контролировать. Что остается нынешнему турецкому премьеру? Не решит ли он переориентировать Турцию на «византийское направление»? В таком случае Эрдогану подобно императору Иоанну VIII Палеологу придется обращаться за помощью в Ватикан. А его оппонентам как, например, вице-премьеру Бюленту Арынчу «отыгрывать» через вброс инициативы по превращению храма Святой Софии – музея Айя-София в мечеть. Лишь бы он не достался католикам по завету византийского флотоводца Луки Нотараса, сказавшего перед падением Константинополя: «Я предпочитаю увидеть царствующей в городе турецкую чалму, чем латинскую тиару». Время покажет, стоит ли Европа для Анкары мессы в Айе-Софие или Турция предпочтет повторить судьбу Византии.
Комментарии читателей (1):
.............................................
Но прежде он должен будет креститься. В католики. )))