Напомню, что обращаясь к Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин призвал сенаторов к подготовке закона об общественном контроле. ГД РФ, подхватив эту идею, по-видимому, решила начать с ЖКХ. Во всяком случае, она, как об этом говорится на официальном сайте, на 28 января 2014 года назначила заседание Совета непарламентских партий при председателе Думы Сергее Нарышкине. Этот Совет и рассмотрит идею Общественного контроля в системе ЖКХ. Однако на идее далеко не уехать, а есть ли у депутатов наметки механизма реализации этой идеи?
К слову сказать, идею общественного контроля в сфере ЖКХ трудно назвать свежей. С подачи автора этих строк, в свое время плотно общавшегося с Рашитом Сафиуллиным – в ту пору советника президента, Минтимер Шаймиев эту идею озвучил в своем послании Государственному совету Татарии еще в 2004 году. К сожалению, реализовать эту идею до сих пор никому не удалось.
Несколько слов о возглавляемом мной Общественном совете по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани. В январе 2007 года при поддержке руководства города автор этих строк провел круглый стол, на котором и поделился с жителями Казани своим замыслом – создать муниципальный Общественный совет Казани. Круглый стол принял резолюцию – этот замысел одобрить, поручить инициатору образование Рабочей группы по разработке соответствующего Положения. Такое Положение было подготовлено, но, к сожалению, Правовое управление Аппарата исполкома Казани его существенно купировало.
5 декабря 2008 года постановлением исполкома Казани Положение об Общественном совете по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани и его списочный состав были утверждены. Председательством был назначен первый заместитель руководителя исполкома Казани Эмиль Хуснутдинов, в числе прочего курировавший вопросы ЖКХ и жилищной политики. Председатель регулярно собирал Общественный совет, фактически действовавший при нем в качестве экспертного совета. Спустя два года г-н Хуснутдинов из исполкома уволился.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
13 декабря 2010 года заместителем руководителя исполкома Казани по вопросам ЖКХ и благоустройства был назначен Александр Лобов. Что же касается Общественного совета, то он, лишившись председателя, бездействовал более года, пока управление им не принял на себя автор этих строк – в то время заместитель председателя Общественного совета.
По инициативе председателя исполком внес изменение в Положение об Общественном совете, назначив г-на Лобова его куратором, в чем тот, прямо скажем, не преуспел. Во всяком случае, не было ни единого случая, когда бы исполком обратился к Общественному совету за каким-либо советом.
17 мая 2012 года в связи с отсутствием какой бы то ни было поддержки со стороны исполкома Казани, Общественный совет решил свою деятельность приостановить на неопределенный срок, создать Рабочую группу, которая должна сформулировать и направить в исполком предложения по обеспечению деятельности Общественного совета. Рабочая группа свою миссию исполнила, но исполком на представленные ею предложения никак не отреагировал.
Однажды коллега по Общественному совету – Владимир Макаров высказал уникальную идею. Членам Общественного совета он предложил действовать индивидуально. Посчитав эту идею конструктивной, автор этих строк 29 июля 2013 года написал мэру Казани Ильсуру Метшину, изложив идею Координационного совета по вопросам общественного контроля над ЖКХ и жилищной политикой (КОКС). В качестве пояснительной записки он приложил соответствующую статью.
Мэрию эта идея, судя по ответу на моё письмо, не заинтересовала. Вот тогда-то до меня и дошло, что исполком Казани нуждается не столько в наших советах, сколько в общественном контроле, начать который можно было бы с ЖКХ и жилищной политики. Информационную поддержку КОКСу, образуемому в виде общественной организации, могли бы оказывать заинтересованные СМИ. И, прежде всего, ИА REX, с которым автор этих строк сотрудничает в качестве координатора международной экспертной группы по вопросам ЖКХ.
КОКС мог бы также взять на себя оказание содействия гражданам в разрешении конфликтов, связанных с ЖКХ и, в частности, с муниципальным жильем. Идею досудебного разрешения таких конфликтов, способную отчасти разгрузить суд, одобрил председатель Верховного суда Татарии Ильгиз Гилазов. Однако исполком Казани под благовидным предлогом ее отверг. Не согласился он, в частности, поручить Общественному совету подготовку своего решения о конфликте, связанным с правом пользования муниципальным жилым помещением, возникшим между нанимателем – инвалидом I группы Николаем Игнатьевым и претендующим на это право Иреком Каюмовым.
И тогда, действуя на свой страх и риск, я решил пригласить коллег по Общественному совету к обсуждению ситуации, сложившейся в связи с делом Игнатьева. Отдавая должное Алексею Песошину – в то время руководителю исполкома Казани, должен заметить, что он все же удовлетворил мою просьбу – направить на заседание Общественного совета представителей Управления жилищной политики и Комитета ЖКХ. Обсуждение было назначено на 19 декабря 2013 года, однако ровно половина членов Общественного совета мое предложение обсудить дело Игнатьева проигнорировала, в виду чего выработать какие-либо рекомендации по делу Игнатьева не удалось.
Общественный совет, напомню, свою деятельность приостановил 17 мая 2012 года. Но, судя по всему, исполком Казани это ничуть не огорчило. Возобновлять или нет работу Общественного совета – это дело, прежде всего, его членов, которых приостановление деятельности Общественного совета не обеспокоило. Я же пришел к выводу о том, что наладить сотрудничество с исполкомом Казани общественники не смогут.
Учитывая это, я – координатор международной экспертной группы ИА REX по вопросам ЖКХ, администратор сообщества «ЖКХ: открытая трибуна» социальной сети «Макспарк» считаю необходимым обратиться в ГД РФ с просьбой высказать свое авторитетное мнение об идее федеральной общественной организации «Координационный совет по общественному контролю над ЖКХ и жилищной политикой (КОКС)».
В роли учредителей такой организации могли бы выступить наиболее проявленные эксперты по вопросам ЖКХ, ЖП и смежным областям. В том числе – некоторые члены Общественного совета. В состав вновь образованной общественной организации могли бы войти специалисты по вопросам ЖКХ и ЖП различных регионов РФ.
Одобрив идею КОКСа, ГД РФ тем самым освободила бы нас – независимых экспертов от необходимости новой общественной организации, создаваемой с целью защиты прав и законных интересов широкого круга производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, придавать этой организации статус сугубо оппозиционной структуры.
ГД РФ должна отдавать себе отчет в том, что проблематика ЖКХ имеет объективный характер. Что же касается федерального правительства, то оно, как я думаю, не сможет добиться сколько-нибудь радикального улучшения этой, жизненно важной отрасли, если не предпримет меры к сотрудничеству с имеющимся в ней экспертным сообществом, нуждающимся в координации деятельности его членов.
У ГД РФ может возникнуть вопрос, а нельзя ли ограничиться Экспертным советом по вопросам ЖКХ, например, при федеральном Министерстве строительства и ЖКХ? Думаю, что это возможно едва ли. Дело даже не в том, что на высказанную автором этих строк идею сотрудничества с независимыми экспертами министерство отреагировало, прислав ему банальную отписку. Основная причина заключается в том, что как это следует из заявлений его руководителя Александра Меня, министерство рассматривает ЖКХ как плацдарм для бизнеса. А мы – независимые эксперты считаем, что предназначение этой отрасли сводится к жизнеобеспечению населения. Итак, посмотрим, что скажет ГД РФ.
Комментарии читателей (1):
не дурно!!!
сила то есть а вот воли "0"
27.03.14 17:07 - Сообщение отредактировано модератором