В 2014 год таможенная территория Молдавии (имеется в виду не нынешняя территория, находящаяся под контролем Кишинева, а бывшая территория Молдавской ССР, включающая Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР), которая осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность через Молдавию) вошла в проблемную зону на границе с ЕС (Румынией).
Как известно, в конце ноября 2013 года на саммите "Восточного партнерства" ЕС в Вильнюсе Кишинев парафировал соглашение об ассоциации с Брюсселем, включающее и пункт о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) между Молдавией и ЕС. Согласно правилам Еврокомиссии, парафирование соглашения об ассоциации любой страной-соискательницей предполагает, что нормы ЗСТ начинают действовать с момента парафирования документа. То есть сейчас Кишинев должен снять фактически все ввозные пошлины на товары, поступающие из ЕС (прежде всего, из Румынии).
Говорить об экономическом поглощении румынским капиталом экономики Молдавии стало уже общим местом. Но ранее Россия, имея систему тарифных и нетарифных ограничений, могла достаточно оперативно реагировать на ситуацию с экспортом и, главное, с реэкспортом из Молдавии на территорию России и, следовательно, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но сейчас - после подписания и ратификации Кишиневым соглашения о создании ЗСТ в СНГ - такие возможности оказались во многом ограничены. Фактом стала молдавская «чёрная дыра» между ЗСТ ЕС и ЗСТ СНГ.
Молдавские власти уже не раз заявляли, что считают запреты российского Роспотребнадзора на ввоз отдельных видов молдавского вина противоречащим Договору о создании Зоны свободной торговли в СНГ и на этом основании готовятся оспорить их в Суде СНГ и третейской комиссии (комиссии экспертов) ЗСТ СНГ. Далее Кишинев в соответствие с документами ЗСТ СНГ собирается передать этот вопрос на рассмотрение в ВТО.
Как член Зоны свободной торговли (этот проект Исполкомом СНГ и представляющим Россию исполнительным секретарём СНГ Сергеем Лебедевым представлялся чуть ли не как главное достижение за всю историю существования СНГ), Молдавия должна была уведомить своих партнеров по ЗСТ СНГ еще за шесть месяцев до парафирования соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе о кардинальном изменении своего таможенного режима, однако этого сделано не было. Наоборот, Кишинев продолжает демонстративно подчеркивать, что готов стать "отличной реэкспортной площадкой " для европейских товаров, идущих на рынки стран СНГ, в первую очередь – России!!
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В свою очередь Исполком СНГ обязан был мониторить ситуацию на молдавско-румынской таможенной границе, начиная с начала декабря 2013 года, - с целью подготовки введения защитных мер, предусмотренных Приложением № 6 к Договору о создании ЗСТ в СНГ. Однако Исполком СНГ и лично С.Лебедев – во всяком случае, своевременно, в политическом, бюрократическом, публичном и ответственном пространстве - не хотят никоим образом замечать явную "черную дыру" на таможенный границе Молдавии, хотя эта дыра может стоить российскому бюджету сотни миллионов, а возможно, и миллиарды долларов, недополученных таможенными органами Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) из-за активно действующего канала реэкспорта товаров из ЕС через территорию Молдавии.
Официальный Кишинев неизменно и давно подчеркивает, что основная его внешнеполитическая задача -подписать в сентябре соглашение об ассоциации с ЕС, которое станет официальным признанием аншлюса Молдавии Румынией.
Неужели ни в исполкоме СНГ, ни в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ничего не знают о ближайших внешнеполитических перспективах Молдавии?! Или пытаются упорно не замечать многочисленные и самые прямые, аутентичные декларации на этот счёт всех высших должностных лиц и органов власти Молдавии? Весьма примечательно, что в последние месяцы Исполком СНГ вообще не комментирует перспективы ЗСТ СНГ в контексте реалий ЗСТ ЕС.
Наличие реальной "черной дыры" на границе с Молдавией очень серьезно сказывается на и позициях Киева. Кишиневу сейчас по факту удалось воплотить в жизнь то, чего долго добивались украинские власти - совместить членство в двух ЗСТ: в СНГ и с ЕС. Не стоит сомневаться, что сейчас Киев крайне внимательным образом отслеживает механизм реэкспорта товаров из ЕС через молдавскую территорию - весьма вероятно, что эта "бизнес-модель" скоро будет воспроизведена на территории Украины, только уже в много больших масштабах. Молчание Москвы и ЕЭК только укрепляет Киев в такой уверенности.
Особая сложность ситуации для России заключается и в том, что на формально единой территории бывшей Молдавской ССР существует две (и уже декларируется и третья - Гагаузия) зоны, претендующих на отдельные таможенные режимы: собственно Молдавия и Приднестровье. Если с территория под контролем официального Кишинева уже фактически живет в режиме отмены ввозных пошлин на европейские товары, то Приднестровье (давно) и Гагаузия (недавно) выражают желание ввести на своей территории таможенный режим ТС.
Незадолго до и после парафирования соглашения об ассоциации между Кишиневым и Брюсселем Москва наконец заявила, что – более всего в качестве ответа на действия Молдавии, а не в качестве поддержки ПМР - готова начать выстраивать прямые экономические отношения с Приднестровьем (включая и введение отдельного от Кишинева таможенного режима). Но сейчас основной вопрос стоит так: как именно Россия будет технически выстраивать эти особые экономические отношения? Весь экспорт из ПМР сейчас введется только через получение хозяйствующими субъектами ПМР официального статуса молдавского экспортера (с уплатой все соответствующих пошлин в бюджет Молдавии). Без этого статуса экспортная продукция просто не может пересечь украинскую границу, отделяющую ПМР от России и ТС. Киев явно не собирается пересматривать отношение к пропуску экспортной продукции из ПМР, которое состоит в полной поддержке Киевом позиции Кишинёва о подчинении себе всей внешнеэкономической деятельности ПМР.
Россия же никоим образом не оговорила этот вопрос при выделении беспрецедентного пакета экономической помощи Виктору Януковичу 17 декабря 2013 года и есть все основания думать, что Киев в рамках продолжение линии на евроинтеграцию будет всячески препятствовать установлению прямых экономических отношений между Москвой и Тирасполем.
Момент истины в отношении России к новой экономической реальности в Молдавии и Приднестровье наступил. Политические и экономические механизмы работают. Вот только Москва до сих пор делает вид, что ничего не изменилось. Словно её молчание может что-либо изменить.
Комментарии читателей (0):