Подписант Акта о Восстановлении Независимости Литвы, литовский политик Зигмас Вайшвила, обратился в Сейм Литвы с инициативой начать процедуру отстранения от должности действующего президента Литвы Дали Грибаускайте.
Созвав пресс-конференцию в Сейме Литвы политик обнародовал свое обращение, которое литовский парламент не может не рассмотреть в связи со статусом З.Вайшвилы - подписаната акта о независимости. З.Вайшвила собрал все факты, которые, по его мнению свидетельствуют о нарушении Грибаускайте Конституции Литвы, в связи с чем она не может дальше занимать должность президента. В пяти пунктах перечислены все претензии, которые так или иначе возникают у критиков действующего президента Литвы: скандал в 2012 году вокруг банкротства пятого по величине банка в Литве Snoras и роли в этой истории Дали Грибаускайте, фактический отказ Дали Грибаускайте признавать результаты референдума о строительстве Висагинской АЭС, когда более 60% жителей высказались против строительства станции, однако президент Литвы заявила, что эти результаты ни к чему не обязывают, попытки президента Литвы в нарушении закона сохранять места лояльным к ней лицам на постах силовых ведомств, придание огласки секретных сведений Департамента государственной безопасности Литвы для увеличения своей популярности, и, наконец, сокрытие и фальсификация фактов собственной биографии.
На рассмотрение этого документа у Сейма Литвы есть 20 рабочих дней. Срок истечет в первую неделю февраля. Ниже ИА REX публикует полный перевод обращения политика.
Сейму Литовской Республики
Руководствуясь 3 пунктом 1 части и 2 частью 4 статьи закона о статусе Подписантов Акта о Восстановлении Независимости Литвы и лиц, подписавших декларацию Совета Саюдиса Борьбы за Свободу Литвы 16 февраля 1949 года, я обращаюсь к Сейму Литовской Республики по поводу начала процесса импичмента Президенту Литовской Республики Дале Грибаускайте, поскольку публично объявляемая информация дает основание, установленное в 86 статье Конституции Литовской Республики, констатировать, что Президент Д.Грибаускайте нарушила Конституцию Литовской Республики и возможно совершила соответствующие преступления:
1. Президент Д.Грибаускайте возможно злоупотребила службой и/или превысила служебные полномочия (признаки преступных деяний, установленных в 228 и 229 статьях Уголовного кодекса) во время скандала 2012 г., связанного с банком Snoras и увольнением руководителей Службы расследований финансовых преступлений (СРФП), незаконно давая указание уволить с работы руководителей СРФП и возможно вмешиваясь в деятельность правоохранительных учреждений во время расследования деятельности банка Snoras, также допуская возможно открытое присвоение и/или трату денег при отсутствии оправдательных документов временным администратором банка Snoras и администратором банкрота. Часть этих фактов проверены и констатированы судами. Информация об этом постоянно публикуется в литовских СМИ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По этим причинам в действиях Президента Д.Грибаускайте очевидны признаки возможно преступных деяний – злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий (228 ст. Уголовного кодекса), невыполнение служебных обязанностей (229 ст. Уголовного кодекса). Эти деяния нанесли большой ущерб банку Snoras и его кредиторам, а также государству. Информация об этом постоянно публикуется в литовских СМИ.
После того, как суд признал увольнение руководителей СРФП незаконным, Президент Республики публично высказалась по поводу неуместности этих решений суда, тем самым грубо нарушая 109 статью Конституции, гласящую, что правосудие в Литве вершат только суды, что судья и суды, верша правосудие, являются независимыми, что судьи, рассматривая дела, слушают только закон.
2. 14 октября 2012 года на референдуме Народ законно и с большим перевесом отклонил мнение Сейма Литовской Республики по поводу строительства новой атомной электростанции в Литве. Президент Республики сразу после референдума публично высказалась, что мнение Народа неважно. Этим Президент Д.Грибаускайте грубо нарушила 3 статью Конституции, гласящую, что никто не может ущемлять или ограничивать суверенитет Народа, присваивать себе суверенные полномочия, принадлежащие только Народу, а также 4 статью, гласящую, что высшую суверенную волю Народ осуществляет не только через своих представителей, избранных демократическим путем, но и непосредственно, т.е. путем референдума. Также Президент грубо нарушила 9 статью Конституции, гласящую, что важнейшие вопросы жизни Государства и Народа решаются путем референдума.
3. Президент Д.Грибаускайте 1 октября 2012 года публично обвинила Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ) в предании огласке данных о том, что руководитель криминальной полиции Департамента полиции Литвы Альгирдас Матонис, до конца августа 1991 года работавший штатным сотрудников КГБ, нарушил требования Закона о люстрации и к установленному сроку не сообщил о своей работе в КГБ СССР. А.Матонис публично объяснил, что он получил задание Правительства Литовской Республики и Департамента государственной безопасности работать в КГБ СССР. Однако 6 октября 2012 года ежедневное издание Respublika и www.respublika.lt опубликовали интервью «Литва А.Матонису работать в КГБ не велела» с Зигмасом Вайшвилой, с 13 января 1991 года работавшим заместителем премьер-министра, в компетенцию которого входила и работа правоохранительных органов, который был членом временного оборонительного правительства Литвы и руководителем ДГБ. В этом интервью опровергнуто заведомо ложное объяснение А.Матониса, что он остался работать в КГБ СССР, якобы получив задание Правительства Литвы и ДГБ. Однако и руководство Департамента полиции, и Президент, перед которым отчитывает Департамент полиции, эту информацию возможно преступно проигнорировали, и после завершившейся 1 июля 2013 года реорганизации Департамента полиции А.Матонис остался руководителем криминальной полиции Литвы. Стоит обратить внимание, что А.Матонис, в уголовном деле свидетеля М.Жалимаса об ответственности руководства криминальной полиции за ее бездействие, хотя она возможно знала о будущем убийстве судьи Йонаса Фурманавичюса, в суде дал показания, что он также знал о том, зачем посылал в прокуратуру своих подчиненных. Однако, в отличие от его подчиненных, А.Матонис не является обвиняемым в этом деле.
В этой ситуации можно констатировать, что криминальной полицией Литвы руководит уязвимое должностное лицо А.Матонис, а Президент, зная об этом и не предпринимая положенных согласно ее обязанностям действий, а также публично критикуя ЦИГСЖЛ в связи с тем, что он согласно установленной ему законом обязанности предал огласке информацию о А.Матонисе, совершила возможно преступные деяния, соответствующие признакам 228, 229 и 294 статьям Конституции (злоупотребление службой, невыполнение служебных обязанностей, самоуправство).
4. 31 октября 2013 года Президент Д.Грибаускайте и агентство BNS публично объявили информацию, которая представляет собой государственную тайну – содержание секретной справки ДГБ. В тот же день Генеральная прокуратура ЛР начала досудебное расследование по этому факту. Во время него Президент Д.Грибаускайте публично подтвердила, что она является единственным лицом, получающим в Канцелярии Президента Республики секретные документы, и заведомо ложно объяснила, что якобы получила эту секретную информацию только 4 ноября 2013 года. Согласно публично объявленной информации, в этом досудебном расследования подозрения предъявлены главному советнику Президента Д.Ульбинайте, которая во время пресс-конференции Канцелярии Президента сама подтвердила, что она это сделала сознательно, т.е. специально. Возглавляющий расследование прокурор подтвердил, что знает лиц, совершивших преступление.
Президент Д.Грибаускайте публично отказалась быть допрошенной в этом досудебном расследовании в качестве свидетельницы, выразив мнение о тактике и ходе ведения досудебного расследования, хотя право руководить досудебным расследованием и принимать решения по поводу его проведения есть только у прокурора, но не у Президента Республики. Поскольку согласно установленному порядку Д.Ульбинайте не могла получить информацию, содержащую государственную тайну, от другого лица, только от Президента Д.Грибаускайте, следует вывод, что Президент Республики незаконно отказалась быть допрошенной в качестве свидетельницы в этом досудебном расследовании, так как сама выполнила возможно преступные деяния – раскрыла государственную тайну (1258 ст. Уголовного кодекса предусматривает ответственность совершившего это человека и в том случае, если это сделано из-за неосторожности), злоупотребила своим служебным положением и не выполнила свои служебные обязанности (228 и 229 ст. Уголовного кодекса), мешает деятельности прокурора, руководящего этим досудебным расследованием (231 ст. Уголовного кодекса), укрывает лиц, совершивших преступление (237 ст. Уголовного кодекса), занимается самоуправством (294 ст. Уголовного кодекса) и не сообщает правоохранительному учреждению об известном ей совершаемом или совершенном очень тяжком преступлении (238 ст. Уголовного кодекса). Учитывая то, что Президент Д.Грибаускайте разгласила эту государственную тайну 31 октября 2013 года, а публично заявила, что согласно установленному порядку узнала ее под расписку только 4 ноября 2013 года, можно констатировать, что Президент могла совершить преступление, соответствующее признакам 300 ст. Уголовного кодекса, поскольку в таком случае могло быть подделано время получения этой секретной справки ДГБ Президентом Д.Грибаускайте.
5. Секретная справка ДГБ, оглашенная Президентом Д.Грибаускайте 31 октября 2013 года, существует из-за скрываемых фактов ее биографии. Будучи кандидатом на пост Президента Республики, Д.Грибаускайте представила Центральной избирательной комиссии ЛР заведомо несоответствующую действительности биографию, объявленную избирателям (ее только отчасти корректировали во время избирательной кампании после той или иной публично объявляемой информации).
Существенные факты биографии Д.Грибаускайте, скрываемые ею, связаны с ее лояльностью или нелояльностью к восстановленной 11 марта 1990 года Независимой Литовской Республике. Эти вопросы являются существенными при гарантировании права избирателей знать правду об этом бывшем кандидате в Президенты Республики. По просьбам подписанта Акта о Восстановлении Независимости Зигмаса Вайшвилы в 2009 году во время предвыборной кампании Президента Литовской Республики Центральная избирательная комиссия и Комиссия о люстрации не проверили возможное сотрудничество кандидата в Президенты Республики Д.Грибаускайте со спецслужбами иностранных государств.
Президент Д.Грибаускайте даже с окончанием срока ее полномочий до сих пор не ответила на вопросы о ее биографии, на запросы подписанта Акта о восстановлении Независимости Зигмаса Вайшвилы. Представленная на сайте www.president.lt биография Президента была изменена в апреле 2013 года (изменен год 6-месячных курсов Д.Грибаускайте в Джорджтаунском университете в США – вместо указанного до этого 1991 года, когда Д.Грибаускайте еще не работала в учреждениях власти Литовской Республики, заново указан 1992 год). В ответе Канцелярии Президента Республики даже представлены заведомо ложные данные (например, что после произошедшего в декабре 1989 года отделения Коммунистической партии Литвы от КПСС Д.Грибаускайте осталась не в организовавшей переворот в Литве КПЛ/КПСС, которой руководил осужденный в деле о 13 января Миколас Бурокявичюс, а якобы вступила в самостоятельную КПЛ, возглавляемую Альгирдасом Бразаускасом).
Скрываемые существенные факты биографии Президента Д.Грибаускайте связаны с ее лояльностью или нелояльностью к Восстановленной Литовской Республике. Д.Грибаускайте отрицает свою работу в Академии общественных наук ЦК КПСС, хотя в Вильнюсской высшей партийной школе ЦК КПСС остались подтверждающие это документы. Скрывается факт, что после произошедшего в декабре 1989 года отделения Коммунистической партии Литвы от КПСС она не только осталась членом КПЛ/КПСС, но и стала одним из руководителей Вильнюсской высшей партийной школы ЦК КПСС – научным секретарем.
В деле о 13 января установлено, что в возглавляемых М.Бурокявичюсом структурах КПЛ/КПСС, включая и Вильнюсскую высшую партийную школу ЦК КПСС, было принято на работу более 800 сотрудников. Выполняя постановление ЦК КПСС 1990-02-20 о ее собственности в Литве, в Вильнюсской высшей партийной школе ЦК КПСС обосновался ее представитель с военными, часть штаба по организации переворота. По просьбе М.Бурокявичюса 1990-03-25 эту школу, которую Правительство Литовской Республики распоряжением № 64р 1990-03-11 передало Вильнюсскому педагогическому институту, заняли внутренние войска СССР. Ректором этого учреждения вместо отстраненного С.Шимкуса, пытавшегося выполнить это распоряжение Правительства Литвы, КПЛ/КПСС назначила секретаря КПЛ/КПСС и подозреваемого в деле о 13 января Валентина Лазутку. Здесь работала союзная партийная школа и центр изучения политологии, на основе которого должен был быть учрежден Славянский университет. Она стала настоящим штабом деятельности КПЛ/КПСС с системой пропусков, охраной. На четвертом этаже по решению КПЛ/КПСС сразу была учреждена и в июне 1990 года начала действовать радиостанция «Советская Литва» на литовском, русском и польском языках. Деятельности радиостанции помогали военные СССР, чья радиостанция «Буря М» работала недалеко от Неменчине. Работу военных и всего этого комплекса оплачивала бухгалтерия Центрального комитета КПЛ/КПСС. Издавались газеты КПЛ/КПСС на русском, литовском и польском языках, работали редакции «Советская Литва» и «Единство».
Преподавателями Вильнюсской высшей партийной школы ЦК КПСС, готовившей кадры советского актива, были только кадры этого актива и представители спецслужб. Д.Грибаускайте, будучи одним из руководителей этой школы (научным секретарем), после объявления Акта о Восстановлении Независимости 11 марта 1990 года не только осталась работать в этой части штаба, организовавшего переворот, но и не выполнила распоряжение № 64р 1990-03-11 Правительства Литовской Республики о передаче этих зданий Литовской Республике. Сокрытие и не объяснение этих фактов Президентом, отказ сделать это оценивается как нечестность Президента и желание скрыть существенные факты ее биографии, также грубые нарушения 77 ст. Конституции.
Стоит обратить внимание на то, что во время срока полномочий Д.Грибаускайте было объявлено, что Генеральная прокуратура ЛР сняла подозрения с 15 из 48 коллаборантов, подписанту Зигмасу Вайшвиле отказались назвать их фамилии, хотя после снятия подозрений их деятельность не является предметом этого досудебного расследования. Также не был дан ответ на вопросы, продолжается ли поиск подозреваемого в деле о 13 января и бывшего руководителя Д.Грибаускайте в Вильнюсской высшей партийной школе ЦК КПСС Валентина Лазутки, расследуются ли возможно преступные деяния других коллаборантов.
Указанные обстоятельства подтверждают, что есть основание расследовать эти деяния Президента Дали Грибаускайте и грубые нарушения Конституции и начать импичмент в Сейме. Раскрытая Президентом 31 октября 2013 года государственная тайна напрямую связана с ее очевидным стремлением всеми возможными и даже незаконными способами скрыть факты ее биографии, объявить связанную с ними информацию государственной тайной и незаконно вмешаться в работу правоохранительных органов. Более подробную информацию по этим вопросам я объявил на своей пресс-конференции в Сейме. Поэтому прошу Сейм Литовской Республики, руководствуясь 74 статьей Конституции, начать импичмент Президенту Д.Грибасукайте.
13 января 2013 года в Зале 11 марта в Сейме я обратился к этому представительству Народа. Напомню это обращение: «Вас избрали в сложное для Литвы время. Давайте не будем разрушать доверие Народа к государству. Ни воля Сейма, ни воля Президента не была и не будет выше воли Народа. Последствия ее игнорирования будут необратимы. Каждый тихо ответьте себе на этот вопрос».
Сегодня я обращаюсь к совести и долгу всех членов Сейма, поскольку деяния Президента Республики очевидно и напрямую разрушают не только правоохранительные структуры, но и само государство, а самое главное – уверенность народа в себе и надежду остаться, сохранить наше государство. Давайте вернем эту надежду Народу – суверену государства. Давайте уважать и волю 320 818 граждан Литовской Республики и стремление вернуть государство – покажите пример Президенту и объявите этот референдум, осуществите решение референдума 14 октября 2012 года.
С уважением, Зигмас Вайшвила.
Справка. Зигмас Вайшвила, политик, предприниматель, доктор физических наук. Подписант Акта о Восстановлении Независимости Литвы. Один из основателей движения за независимость Литвы "Саюдис". В 1991-1992 гг. был вице-премьером Литвы, в 1991-1992 гг. глава Департамента государственной безопасности Литвы, позже занимался бизнесом, с 2009 года вернулся в активную политику. Женат, отец двоих дочерей.
Комментарии читателей (1):
Правее некуда - такого не бывает.
Я вообще-то не очень понимаю, почему ФСБ не сливает время от времени в "свободную" литовскую (и не только) прессу информацию (а можно и не только информацию) такого рода на особо отличившихся анти-российщиков. Вот прямо через таких "подписантов". Пусть бы перегрызлись. А когда у "влады" останутся только вот такие "кристально чистые" "националы", то в связи с доказанной их полной проф-непригодностью к какой-либо работе, кроме крика, они можно надеяться добили бы уже наконец экономики своих "государств" до абсолютного нуля. И тогда можно было бы надеяться, что хотя бы 30-40 % литовских литовцев и литовских очень литовцев начали бы хоть как-то шевелить мозгами.
Вот сейчас, например, можно было бы помочь этому "праведнику" Вайшвиле, докушать Грибаускайте, а где-нибудь через полгодика, ну, год, подбросить мусор и на него. Через их пресску, через его "старых друзей". Можно и папу-дядю-дедов проверить. Ну, не мог такой "активист" не быть стукачем, а пятна есть даже на солнце.