Сегодня сказать о том, что в Евразии происходит продолжение процесса переформатирования Большого Ближнего Востока, - значит ничто иное, чем повторное создание велосипеда. Вопросы, которые так или иначе интересуют экспертов, аналитиков, стратегов и т.п., заключаются в том, кто конкретно (какой из ведущих акторов системы международных отношений) к какому участку данного региона сумеет применить свой геополитический проект, кто сумеет воспользоваться в дальнейшем результатами внедрения этого проекта в реальной жизни.
Серия очерков известного российского историка и эксперта по ближневосточному региону Станислава Николаевича Тарасова о партии «Мусават» продемонстрировала, что, вопреки укрепившемуся мнению о советском (сталинском) происхождении, Азербайджанская Республика является геополитическим проектом царской России, внедрение которого было лишь продолжено большевиками. Как очевидно сегодня многим, этот проект не имел долгосрочных положительных результатов для России. Сегодня АР не только оказалась главным образом в фарватере других акторов, но также создает в регионе псевдоимперию, направленную, в первую очередь, против России и Ирана, возведя свою чрезвычайно гиперболизированную пантюркистско-гейдаристскую идеологию в сакральную вертикаль (если пользоваться терминами Цымбурского) этой псевдоимперии.
Для того, чтобы понять то, что собой представляет Азербайджанская Республика как геополитический проект, достаточно обратиться к известной и циркулирующей в последнее время во многочисленных материалах цитате из «Очерков русской смуты» А.И. Деникина: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона и в дальнейшем - просто по инерции». Существование Азербайджана, созданного, судя по всему, штатными агентами русской разведки, и оккупация им Талышистана (Муганской Советской Республики) в 1919 году были легитимизированы большевиками. Мало того, именно благодаря Советскому Союзу стало возможным говорить сегодня о некоем «азербайджанском» народе. Плюс к этому, вообще аномалией является то, что стало практикой использовать такие термины, как «древнеазербайджанская история», «средневековый азербайджанский ученый (полководец и т.д.)», «древнее (средневековое) азербайджанское государство» и мн. др., что совершенно алогично, т.к. ни о каком «азербайджанском народе» до советского периода не было и речи, тем более об «азербайджанском» государстве (имеется в виду государственность, предшествовавшая и связанная с нынешней АР). Но благодаря усилиям многих советских ученых, общественных и культурных деятелей был создан новый этноним для мусульманского (как тюркского, так и нетюркского) населения Закавказья – в большинстве своем путем переписывания культурных достижений и исторического наследия коренных народов на имя новосозданной нации (хотя, конечно, нельзя отрицать, что отдельные образцы искусства были созданы сызнова, а некоторые – на тюркской этнокультурной базе, как, впрочем, нельзя отрицать участие тюрков в исторических процессах в регионе после (!) XI века после (!) Р.Х.).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Мы более чем уверены в том, что реализация нового геополитического проекта невозможна без развенчания мифов старого проекта, особенно если продукт последнего является столь искусственным, как АР. Очерки С.Н. Тарасова о партии «Мусават» и М.Э. Расулзаде были лишь первыми подснежниками, вырывающимися из-под сугробов той истории региона, которая была написана за советский период. Весьма примечательно, что одной из следующих статей Станислава Николаевича стала недавняя публикация на ИА REX «В ожидании приговора: сериал «Великолепный век» вызывает «политических джинов»», которая в общем-то указывает на то, что скоро нас ожидают новые подснежники как в турецко-азербайджанских отношениях, так и в разоблачении «азербайджанских мифов». Однако, при чтении этой статьи возникли вполне определенные вопросы и комментарии принципиального характера (причем, не только у автора этих строк, но, судя по комментариям читателей, но и у многих других читателей), озвучивание которых ценно в освещении реальной исторической роли народов, населяющих ныне АР, Иран и Турцию.
1. С.Н. Тарасов пишет: «Это связано с тем, что в генеральную прокуратуру Анкары обратился иранский азербайджанец турецкого происхождения Махбоуба Амрахи». Использованный термин «иранский азербайджанец турецкого происхождения» получился несколько сумбурным. Получается, будто М. Амрахи имел (генеологически) турецкое происхождение, вырос в Иране и являлся (считал себя) азербайджанцем и потом переехал жить в Турцию (сообщим, что, по сведениям СМИ, М. Амрахи является стоматологом в турецком университете Хаджеттепе). Вероятнее, всего г-н Тарасов имел в виду лишь то, что М. Амрахи является иранским тюрком, иранским «азербайджанцем». Вообще, в Иране этноним «азербайджанец» почти не используется, тюрков называют(ся) «торк»ами, реже – «азари». Немаловажно и то, что «азербайджанцами» себя очень редко называют даже политические активисты, борющиеся за отделение северных провинций от Ирана. Хотя справедливости ради, скажем, что сам обвинитель назвал себя «иранским азербайджанцем».
2. С.Н. Тарасов: «В русских документах XVI — XVII веков, как и в монгольском государстве Хулагуидов, Иран часто называли Сефевидской или Кызылбашской державой (доулэт-и Кызылбаш). Будучи шиитами, они носили чалмы с 12 пурпурными полосами в память 12 шиитских имамов и группировались вокруг суфийского ордена «Сефевийе», чьи шейхи имели резиденцию в Ардебиле. Именно они возвели в 1502 году за иранский престол своего шейха Исмаила Сефеви. Он и дал этому племени имя «шахсевены» («любящие шаха»), которое они и носят поныне».
Важно заметить, что сефевиды не были шиитами изначально. Суфийский орден Сафавийе (Сефевийе), являющийся продолжением известного талышского суфийского ордена Захидийе (кстати, от этого ордена откололись такие известные в будущем турецкие (анатолийские) ордены Хельвети (Хальвети) и Байрами), был суннитским орденом. И лишь потом с течением времени сефевидская династия стала шиитской.
Кроме того, не следуют синонимизировать понятия «кызылбаш» и «шахсевен». Существует распространенная версия о происхождении шахсевен [с подачи Дж. Малькольма в его «Истории Персии» (Лондон, 1815)], согласно которой этот племенной союз был создан шахом Аббасом I (1571-1629) для противодействия кызылбашам, которые фактически руководили государством со времен шаха Исмаила I. Эта легенда ставится исследователями под сомнение, т.к. ее не подтверждаают сефевидские хроники тех лет. Однако очевидно, что происхождение шахсевен довольно туманно. Кроме того, не все шахсевены были тюрками. Среди них были талышские (талыш-микайыллы, к примеру) и курдские племена.
3. С.Н. Тарасов: «Много в дискуссии связано с вопросом об этнической принадлежности династии Сефевидов. Одни её называли курдской, другие персидской, талышской и даже арабской. Но авторитетные историки считают её тюркской. Кстати, вот что пишет по этому поводу авторитетный азербайджанский историк Фарид Алекперли: …».
Говоря о развенчивании мифов в начале статье, мне хотелось указать на такие примеры, как приписывание сефевидам тюркского происхождения, которое в Советском Союзе превратилось в широко распространенный термин «азербайджанская династия Сефевидов».
Названные Станиславом Николаевичем гипотезы действительно существуют. Но уверен, г-н Тарасов не станет возражать, что наука – не просто рекомбинация взглядов предыдущих авторов, но и выведение истины путем критики. Сегодня большинство ученых с мировым именем однозначно сходятся во мнении, что династия Сефевидов имела местное иранское происхождение и лишь потом тюркизировалась (о причинах языковой и мазхабовой метаморфоз – чуть ниже). Так, эпоним династии, основатель ордена Сефевийе Сафи ад-Дин Ардабили писал стихи на так называемом языке «азари», который является ничем иным как средневековой формой талышского языка (или, если брать шире, тати-талышской группы языков). Наука сегодня, благодаря иранскому ученому А. Кесрави (тюрку-паниранисту, кстати), располагает этими образцами; и они были исследованы многими признанными во всем мире лингвистами (напомним имена некоторых из них: признанный патриарх современной иранистики профессор Колумбийского университета, главный редактор энциклопедии «Ираника» Эхсан Яршатер, ныне покойный проф. Б.В. Миллер – автор монографии «Талышский язык» (М. 1953), проф. Хеннинг и др.). Известный во всем мире советский иранист, проф. Б. В. Миллер писал: «Итак «азери» был языком восточной и северо-восточной части древнего Азербайджана [речь об Азербайджана/Атропатене – так называемом «Иранском Азербайджане» - прим. Р.И.] и специально связан с районом Ардебиля. Как мы выяснили, в переделах иранского Азербайджана, в районах, непосредственно прилегающих к Ленкоранскому району Советского Азербайджана, где проживает до 80 000 талышей, имеется до сих пор значительное талышеязычное население, часть которого обитает в ряде селений Ардебильской провинции Ирана, в непосредственной близости от г. Ардебиля. <…>. Анализ материала Кесрави позволяет, во всяком случае, установить, что ардебильское наречие XIV в., на котором сочинял свои четверостишия шейх Сефи, носило черты, весьма сближающие его с современным талышским языком, так что есть все основания считать последний потомком одного из его говоров» (Талышский язык, М., 1953). Академик Играр Алиев пишет: «Анализ материалов азерийского языка, произведенный авторитетными учеными, позволяет утверждать, что язык этот относится к северо-западной иранской группе языков и что он, несомненно, был близок талышскому, сохранившему те же основные особенности фонетики, которые были свойственны еще мидийскому языку» (Очерк истории Атропатены. Баку, 1989). Кроме того, у нас имеется и стихотворение на этом языке, написанное шейхом Джунейдом (ум. 1460) - дедом Шаха Исмаила. При этом сам Шах Исмаил уже писал некоторые свои стихи на тюркском языке (об этой метаморфозе опять-таки чуть ниже).
Самый известный предок Сафи ад-Дина Ардабили – Фирузшах Заррин Колах похоронен в Талышистане (заметим, справедливости ради, что некоторые исследователи часто причисляют его к курдам). Жена шейха Сафи ад-Дина – Биби Фатима – была талышкой, дочерью похороненного в северном Талышистане шейха Захида Гилани, мюршида шейха Сафи ад-Дина. Сам малолетний Исмаил после ранней смерти своего отца шейха Гейдара вынужден был скрываться от врагов и долгое время жил в селении Арчон (офиц. Арчиван) в Осторинском (Астаринском) районе Талышистана, т.к. именно талыши были ядром сефевидского войска и элиты, включая многих военачальников и главнокомандующих, например, Горчибаши войск Шаха Исмаила Дада бей Талыш (написать более подробно об этом не позволяют объемы статьи).
И, конечно, Фарид Алекперли (впрочем, как и большинство историков Азербайджанской Республики в своих областях) не считается в мире признанным специалистом в области изучения истории Сефевидского государства и Сефевидской династии.
Несмотря на выше сказанное, мы не утверждаем и никогда не утверждали, что Сефевидская империя была талышским государством. Это столь же глупо, как называть Российскую империю немецким государством, из-за того, что ею правили императоры, имеющие немецкое происхождение.
Приведем примечательный факт, близкий российскому читателю. В грамоте от 1595 г. Шах Аббас I именует русского царя Фёдора Иоанновича «всегда победительство имеющим, подобно Феридуну, мужественным, как Баграм, справедливым, как Кей Хосров, защищением подобным Газан Фару, милостью подобным Нуширвану, мыслию и красотой подобным звезде Муштери, разумом, подобным звезде Марриху, добродетелью сияющим яко солнце, множеством войска, подобным Дарию, одолением Олександру, государством, подобным Джему, вельможством и счастьем подобным Хосреву Джему…». Кстати, Шах Аббас I пишет письмо русскому царю вместе с Гилянским (Гилян – иранская провинция, населенная талышами и гиляками) ханом – Фергат-ханом, который в своей параллельной грамоте русскому царю именует своего собственного господина, шаха Аббаса «великим Киянским государем на Иранском престоле преседящим». Известно, что по современной традиционной трактовке иранской истории Киянские государи или Кийаниды – среди которых и Кей Кавус, и Кей Хосров, – это легендарная династия царей, которая существовала более чем за две тысячи лет до царствования шаха Аббаса и царя Фёдора Иоанновича, и задолго до «исторической» династии Ахеменидов. О чем говорят эти грамоты? Обратите внимание на то, что ни сам Шах Аббас I, ни его наместник Фергат-хан нигде не упоминают ни одной тюркской династии и правителей, как своих предшественниках.
То есть Сефевиды считали себя продолжателями именно древнеиранских царских династий, а не тюркских. В историографии есть версия о том, что Шах Исмаил делал все для восстановления былой – доарабской мощи Ирана. Ведь именно он, впервые после арабской оккупации Ирана в VII в., смог объединить все иранские земли в едином и мощном государстве. При этом, думаю, специалисты по истории Ирана и Ислама хорошо понимают, что означало бы в средневековом исламском Иране прямо заявлять о восстановлении правления «языческих династий» (зороастрийцев) доисламского Ирана, как о них думали (да и сегодня многие так и думают!) в то время мусульмане в Иране.
То, что Шейх Гейдар – отец Шаха Исмаила выбрал для сторонников именно красный цвет, вероятно, является еще одним косвенным подтверждением того, что Сефевиды собирались восстановить преемственность Иранской истории, «прерванной» в некотором смысле в связи с арабской оккупацией и принятием Ислама в Иране (перед самой арабской оккупации Ирана там правила династия Сасанидов).
А образ Имама Хусейна (а) – Мученика Ислама нужен был им для еще большей мобилизации широких масс вокруг себя и легитимации своей власти в глазах у населения.
4. С.Н. Тарасов: «Отметим ещё одну важную деталь. Одной из причин похода султана Сулеймана «Великолепного» в Персию, как пишет Гарольд Лэмб, явилось то, что в «Тебризе, сменивший на престоле шаха Исмаила его сын Тахмасп захватил Ван и Багдад. Лидеры суфийско-дервишеского ордена сефевиййе, который считают одним из ветвей бекташизма-алевизма, начали экспансию в Оманскую империю. Ардебилские шейхи собирали «газидов и муридов» для «священного» похода в Османскую империю, рассчитывая на поддержку своих сторонников, которые к тому времени уже жили в этой стране». К тому же половина населения Анатолии до Сиваса уже были шиитами-алевитами, то есть были близкими к Сефевидам. Да и сейчас большинство алевитов, бекташитов живут в Турции, где их иногда называют «кызылбашами». А в Сирии они принадлежат к правящему клану».
Со своей стороны отметим, что, несмотря на то, что Гарольд Лэмб (1892-1962) написал увлекательные биографические книги о Тамерлане, Сулеймане Кануни, Александре Македонском, Чингисхане и др., тем не менее, его никак нельзя причислить к плеяде крупных исследователей истории региона. Его книги носили скорее научно-популярный характер, нежели академический, и грешат разного рода ошибками. Так, орден Сефевийе (изначально суннитский) никак не был ветвью бекташизма-алевизма. Другое дело, что со времен шейха Джунейда, о чьем стихе на талышском языке (средневековой форме) мы уже упоминали, сефевиды стали привлекать в свои ряды значительное число анатолийских и сирийских тюрков. В связи с тем, что тюркоговорящие воины со временем начали составлять большинство сторонников сефевидов, они перешли на тюркский язык, который надолго стал первым языком династии. Кроме того, к этому же периоду относится и переход сефевидов в шиизм. Известно, что сын шейха Джунейда – шейх Гейдар – окончательно превратил Сефевийе в шиитское военно-политическое движение. С этого периода говорят о туркоманах «кызылбашах», носящих красную чалму, которую также называли «Тадж-е Хайдар» (перс. «Корона Гейдара»).
Известно, что самым достоверным источником по истории основателя ордена Сефевийа Шейха Сафи-ад-Дина Исхака Ардебили является объемная книга – хроника Ибн Баззаза Ардебили (дервиш Таваккули бин Исмаил бин Хаджи Ардебили) «Сафватул-ус-Сафа» или по другому «Ассас ул-мавахиб суннийя фи манагиб». Автор книги был современником Шейха Сафи-ад-Дина, и написал книгу по его же рекомендации, и завершил ее в 759 году по хиджри-гамари (1357 году после Р.Х.). Первые экземпляры книги до нас не дошли. Тем временем, самый древний ее экземпляр (датированный 896 году по хиджри-гамари) ныне находится в библиотеке Айя-Софья в Стамбуле. Дело в том, что последующие издания этой хроники были подвержены различным искажениям, причем, по прямому приказу самих Сефевидских шейхов. Это относится к тому, что, во-первых, в нее были включены фальшивые сведения якобы о принадлежности Сефевидов к потомкам Пророка Мухаммеда (саас), т.е. доказывающие, что они якобы были Сеййидами, во-вторых, доказывающие изначальную принадлежность Сефевидов якобы к шиитской ветви Ислама. Чтобы скрыть эти изменения, согласно приказу Шаха Исмаила и его потомков, подлежали уничтожению все экземпляры первого издания данной книги.
Известно, что османско-турецкая традиция всегда видела в Сефевидах иранцев, персов, а не тюрков, что и было продемонстрировано в очередной раз в сериале «Великолепный век». Это тоже является косвенным свидетельством об идентификации этнической принадлежности Сефевидов.
При этом, должен отметить существования еще одного факта, связанного с Турцией. Согласно легенде, после победы в Чалдыранской битве (23 августа1514 г.) над Шахом Исмаилом, Султан Селим I увез его бесценный трон из эбенового дерева, покрытый кованым золотом и щедро инкрустированный изумрудами, рубинами, бирюзой, жемчугом и эмалью, изготовленного индийскими мастерами, в Турцию, где он поныне хранится в музее Топкапы в Стамбуле. Мы посоветовали бы г-ну М. Амрахи, вместе того, чтобы предъявлять столь курьезные обвинения в адрес создателей сериала «Великолепный век», пойти в музей Топкапы и прочитать, что написано под троном Шаха Исмаила. Там написано: «Трон иранского шаха Исмаила».
Таким образом, получается, что, в отличие от своих собратьев в Азербайджанской Республике, в соседней Турции больше уважают историю и (уже !) стараются ее не фальсифицировать хотя бы на официальном уровне.
Итак, даже из той информации, которую мы успели изложить в рамках этой статьи, становится понятным, что Сефевиды были иранского происхождения. В их генах могла протекать кровь и курдов, и персов и еще какого-нибудь другого иранского народа, но то, что они были этническими талышами не должно подлежать сомнению. Тюрками Сефевиды не были однозначно.
5. С.Н. Тарасов: «Так что Махбоуб Амрахи, направляя запрос в Генеральную прокуратуру Анкары, начинает вызывать сразу нескольких «джинов из ближневосточной бутылки», поскольку историческое разбирательство с сериалом «Великолепный век» может выпустить на свет Божий столько «джинов», которых лучше держать сейчас в покое».
Учитывая, что на наших глазах происходит возрождение исторического этноландшафта региона, этих джиннов в бутылке удержать уже вряд ли удастся. Несмотря на середину декабря, можно – по «подснежникам» – говорить об отчетливом движении региона к таянию сугробов из исторических мифов и наступлению новой геополитической весны.
Комментарии читателей (6):
Интересно и познавательно.
Ответ следующий: Bсе эти тонкости истории, языка, происхождения народов глубоко сидит в подзознании народов, живущих на этой территории. Это определяет этническое самосознание народов: "Кто есть Я? Кто мои предки? Почему Я легко, с полу-слова понимаю одних моих соседей, в то время, как другие мои сосeдu стремяться подчинить меня их манере поведения, где Я буду выполнять их волю. Они хотят быть счастливыми, но они мешают мне быть счастливым.
Почему тот-другой добывает нефть из земли, на которой жили всегда мои прeдки? Они продают мои богатства, а моим детям нечегo кушать. Почему они покупают дворцы в Аравии для своих малолетних детей, а моим детям нечегo кушать?
Почему мои соседи, которых Я легко, с полу-слова понимаю, не понимают всего этого? Они этого чувствуют, н o н е понимают.
Однако, если случатся мировые катастрофы, как Война, сtехийные бедствия, экономический коллaпс, я знаю, что это только мои люди, которых Я легко, с полу-слова понимаю, помогут мне.
Они знают все тонкости моей истории, языка, происхождения. Они будут вожди моего народа.
Они знают, где лежит проблема.
Кстати, о кавказских албанцах древнегреческий географ Страбон (64/63 до н.э.-23/24 н.э) в частности пишет: :«И люди (в Кавказской Албании – Sagias) отличаются красотой и высоким ростом, и вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная числа больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. …однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в легком и тяжелом вооружении подобно армянам».
Из этого отрывка великого географа видно, что кавказские албанцы совсем не похожи на так называемых «азербайджанцев» ни своим внешним видом, ни характером, ни привычками и они не торговали на базарах. Но вот в вооружении они были похожи на армян.
Так что «азербайджанцы» не кавказские албанцы, они всего навсего кавказские татары.
-----------------------
*Strabo,XI, IV, 4.