Турция пошла в ногу с мировой антикоррупционной кампанией вроде бы подготовленной. В 2005 году она приняла новый уголовный кодекс и закон о борьбе с коррупцией. При этом ставились конкретные задачи: используя факторы коррупции, начать не только реформирование системы управления, выполнить накопившиеся политические ожидания в обществе, но и решить одновременно внешнеполитическую проблему: способствовать улучшению международного имиджа страны. К тому же в ЕС циркулировали негативные для нее социологические опросы. Так согласно данным консалтинговой компанией Ernst and Young, 77% турецких бизнесменов называли взяточничество самой распространенной в Турции проблемой, и что «коррупция в стране за последние два года значительно увеличилась».
В то же время власть рассчитывала держать антикоррупционную компанию под своим контролем, в случае необходимости устраивать «публичную порку стрелочникам». Тем более, что до недавнего времени правящая партия «Справедливость и развитие» была уверена в том, что полностью контролирует правоохранительные органы и полицию. Неслучайно лидер оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу не раз публично обвинял власти в том, что «полиция и суды действуют по указанию политического руководства и стремятся выполнять эти приказы». Вот почему разгоревшийся сейчас в Турции крупный коррупционный скандал, особенно его фигуранты, вызывает немало вопросов.
Вначале о его фабуле. В результате полицейской операции «Большая взятка» стамбульское управление полиции по борьбе с финансовыми преступлениями провело задержание лиц, замешанных в коррупционных связях. Оно взяло под стражу более 50 подозреваемых. Было заведено три уголовных дела, по первому проходит крупный бизнесмен Али Агаоглу, по второму — глава стамбульского муниципалитета по району Фатих Мустафа Демир и сын министра внутренних дел Турции Муаммера Гюлера Барыш Гюлер, сын министра экономики Зафера Чаглаяна Салих Каан Чаглаян, по третьему — муж турецкой поп-дивы Эбру Гюндеш Реза Зарраб и глава государственного банка Halkbank Сулейман Аслан. Среди задержанных значится и сын министра по делам экологии и градостроения Эрдогана Байрактара. Были проведены аресты и в Анкаре. В генпрокуратуре стали возбуждаться дела и против самих министров «по обвинению во взяточничестве». Из-за этого ряд министров, включая министра по делам семьи и социальной политики Фатму Шахин, министра экономики Зафера Чаглаяна и министра внутренних дел Муаммера Гюлера, отменили запланированные встречи и официальные визиты.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Подготовка к операции держалась органами безопасности в строгой секретности, и о ней не знали даже члены правительства, включая и самого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Наблюдение за подозреваемыми продолжалось в течение года. Именно этот факт стал для главы правительства главным «политическим сюрпризом». Более того, чуть ранее Счетная палата Турции обнародовала отчет, в котором утверждается, что правительство в 2010 году подписало с Азербайджаном невыгодные газовые соглашения. Потери от этих соглашений уже составили 1,4 миллиарда долларов, а к 2021 году эта сумма достигнет 15 миллиардов. По договору, заключенному в 2001 году, Турция закупала азербайджанский газ по цене 129 долларов за 1000 кубометров. Однако в 2011 году условия договора были пересмотрены, и азербайджанский газ стал обходиться Турции по 508 долларов за 1000 кубометров. Но разобраться в деталях этой сделки сейчас сложно. Отметим только то, что коррупционный скандал в Турции стал разрастаться вширь, обозначая и «азербайджанский след».
Сразу возникает вопрос о том, кто и какие силы стали действовать в Турции, минуя ее руководство? То, что такие силы есть, свидетельствует следующее. Как передает SalamNews со ссылкой на Sözcü, министр юстиции Турции Садулла Эргин сразу после этих событий вернулся в Анкару и провел ряд встреч с членами Судебно-правового совета. Он потребовал у генпрокурора отстранить от занимаемых должностей прокуроров, занимающихся следствием. Одновременно, как сообщила The Hurriyet Daily News, правительство приняло решение снять с постов пять высокопоставленных сотрудников полиции, которые руководили операцией по задержанию подозреваемых в коррупции правительственных чиновников и бизнесменов. Но это еще более усугубило ситуацию. По данным газеты Huriiyet, в Турции может последовать отставка десяти министров, завязанных в коррупционном скандале. Лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Кылычдароглу уже призвал премьера Эрдогана подать в отставку.
В этой связи появились разные версии, активно тиражируемые турецкими СМИ. Так депутат парламента от правящей партии Шамиль Тайар считает, что «скандальные задержания и напряженность в стране инспирированы иностранными спецслужбами, нацеленными на ослабление позиций Эрдогана накануне региональных выборов, намеченных на март 2014 года». Какими? Утверждается также, что таким образом по партии Эрдогана нанес удар находящийся в эмиграции в США известный проповедник Фетхуллах Гюлен, который имеет «своих людей в полиции и в разведке». Ранее он действительно выступил против намерений правительства закрыть частные школы «Дерсхане», принадлежащие основанному им общественному движению «Хизмет».
Интригующе звучат и заявления по этому поводу турецких политиков. Вице-премьер Бюлент Арындж, у которого появились проблемы с руководством правящей партии и который сообщал о своем скором уходе из политики, заявил, что «если в правительстве существуют преступные группировки, то их следует выявить, и тех, кто стоит за этими событиями». При этом он также сообщил, что установлен факт «прослушивания телефонных разговоров премьер-министра страны». В свою очередь замглавы правящей партии Гусейн Челик считает, что «в Турции все равны перед законом, а борьба с коррупцией является одной из важнейших задач власти».
Иначе отреагировал на события Эрдоган. Выступая в Конье, он заявил: «Пусть создают тайные союзы и различные общества. Они ничего не добьются. Власть в Турции отныне принадлежит народу. Силы, связанные с мафией и темными силами, не смогут влиять на политику страны. Турция не та страна, чтобы планировать в отношении нее тайные операции. Правящая партия не допустит этого». В этой связи французская Le Monde констатирует: «Система партии «Справедливость и развитие» дает сбои. Массивная антикоррупционная облава, проведенная в Стамбуле и Анкаре, вызвала беспрецедентное землетрясение внутри турецкой власти. Близкое окружение Эрдогана серьезно опорочено».
Эрдоган сейчас вынужден маневрировать, обсуждает создавшееся положение с президентом Абдуллой Гюлем, планирует поднять вопрос о коррупционном скандале в парламенте. Но удастся ли на сей раз ему должным образом «развязать» все сложные узлы и сохранить власть, жертвуя министрами? Прогюленовская газета Taraf выступила с угрозами обнародовать новые «документы» и «кассеты», компрометирующие премьер-министра. Так что Турция вступила в самый серьезный политический кризис за последние 10-15 лет.
Комментарии читателей (4):
Цены такие в мире. Ведь Азербайджан не обязан продавать свой газ за бесценок. Есть мировые цены и Азербайджан согласно этим ценам продает свой газ. Но для Турции эти цены все равно ниже.
В 2013 году стоимость азербайджанского газа для Турции составляет $350 за тысячу кубических метров. Об этом сообщил глава SOCAR Turkey Energy, член правления нефтехимического комплекса Petkim Кенан Явуз.
По его словам азербайджанский газ для Турции — наиболее выгодный по цене, т.к. топливо из других источников обходится Турции намного дороже.
Так, стоимость иранского газа для Турции составляет $500 за тыс. куб. м, а российский газ экспортируется в Турцию по $400 за тыс. куб. м.
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/01/11/1080407.ht
Как сообщает турецкая пресса, среди освобожденных генералы в отставке Чевик Бир, Четин Доган, Эрол Озкашнак, Кенан Дениз и бригадный генерал Идрис Коралп.
Освобождение генералов следует понимать как попытку Эрдогана примириться с армейскими структурами в попытках спасти свое правительство.
Данное решение премьер-министра Турции... как попытка тонущего, хватающегося за соломинку.
А ты, Эрдоган, не воруй! Причем на пару с Ильхамом Алиевым.
Многие экономисты предупреждают, что если Азербайджан не примет упреждающие меры, то после того, как нефтяные запасы Азербайджана иссякнут, в нашей стране коллапс станет неизбежен.
В Азербайджане во власти находятся коррупционные силы, которые просто не заинтересованы в экономическом развитии страны. Ведь для этого им придется часть доходов от продажи нефти вкладывать в экономику страны. А им это невыгодно. Они предпочитают вкладывать ворованные деньги в экономику зарубежных стран.
- Рост цен на топливо будет продолжаться до 2008 года. Именно к этому времени ожидается достижение общемирового уровня цен на энергоносители в нашей стране. Однако рост ВВП и, следовательно, заработной платы и дальше будет повышаться. Вы не допускаете, что перечисленные Вами трудности носят временный характер?
- Заявление властей о том, что повышение цен на энергоносители будет продолжаться лишь до 2008 года, не выдерживает никакой критики. Приближение к мировым ценам можно было достигнуть и другим путем. Опасность заключается в том, что повышение цен может стать необратимым процессом. Нельзя идти на столь резко повышение цен на энергоносители. Можно было одновременно с повышением цен на энергоносители также повысить и уровень жизни населения.