С визитом в столицу Азербайджана прибыл министр по делам культуры Святого престола кардинал Джанфранко Равази. Он встретился с президентом страны Ильхамом Алиевым и вручил ему медаль «Medalla Sede Vacante» за развитие отношений между Баку и Ватиканом, сообщает сайт главы государства. В свою очередь Ильхам Алиев вручил кардиналу орден «Дружба» за вклад в развитие культурных связей между Азербайджаном и Ватиканом. Президент подчеркнул важность реализуемых совместных проектов, выразив удовлетворение развитием новых форматов сотрудничества в последние годы, в качестве примера отметив организуемые в музеях Ватикана выставки, посвященные Азербайджану. Об этом же шла речь во время встречи высокого гостя с супругой президента Мехрибан Алиевой.
У главы министерства культуры были встречи не только с представителями светской власти. Он провёл переговоры с главой Управления мусульман Кавказа Гаджи Пашазаде. Мусульманский лидер пригласил папу Римского Франциска посетить Азербайджан и выразил уверенность, что подобное приглашение будет направлено также государственными властями. В свою очередь кардинал предложил Гаджи Пашазаде посетить Ватикан, отметив, что Святой престол очень заинтересован в этом «очень важном для двусторонних отношений» визите.
«Отношения Азербайджана с Ватиканом находятся на высоком уровне, и я уверен, что в будущем они продолжат своё развитие», - заявил Гаджи Пашазаде. При этом председатель УМК напомнил, что поскольку Ватикан - это государство, то и приглашение следует делать также от имени государства. Были сделаны также политические заявления. Гаджи Пашазаде предложил перенести нунциатуру Святого престола из Тбилиси в Баку. Ватикан придаёт особое значение территориальной целостности Азербайджана, сказал лидер азербайджанских мусульман. Он напомнил о мечетях, церквях и других религиозных памятниках, «разрушенных Арменией на оккупированных территориях страны». «Ватикан поддерживает нас в этом вопросе, и поэтому мы выражаем за это признательность папе», - подчеркнул глава УМК.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Проще всего было бы идентифицировать встречу кардинала Джанфранко Равази с азербайджанской элитой как очередное проявление «икорной дипломатии» Баку. Но не всё так просто. Есть ряд моментов, которые вызывают вопросы. И вот первый из них. Недавно в Азербайджане прошли президентские выборы. Реакция на них международного сообщества была неоднозначной. США резко осудили избирательную кампанию в стране, Вашингтон счёл, что она была несвободной, оппозицию подавляли, и потому третий срок Ильхама Алиева нельзя, с точки зрения американцев, назвать легитимным. Европа раскололась. Часть европейского сообщества не нашла особых нарушений, часть солидаризировалась с Вашингтоном. На этом фоне не то, чтобы вызывает удивление, но заставляет задуматься позиция Ватикана, который практически сразу после спорной избирательной кампании отправил своего посланника в Баку. И не просто с визитом вежливости, а, фактически, дал ему карт-бланш на признание президентства Ильхама Алиева.
Что бы это значило? В Азербайджане у Римско-католической церкви, на первый взгляд, нет особых интересов. Католическая община в этой стране насчитывает, в самом лучшем случае, не более 2,5 тысяч человек, более близко к истине цифра в десять раз меньше – 250 человек. Единственный храм - церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в начале XX века поляками. После обретения Азербайджаном независимости долгие годы между Баку и Ватиканом не существовало каких-либо межгосударственных отношений. Впервые они были установлены только в 2011 году после ратификации соглашения с правительством Азербайджана о государственной регистрации в стране католической общины. Хотя в 2002 году столицу посещал с официальным визитом папа Римский Иоанн-Павел II.
Азербайджан – страна мусульманская, католики там практические не присутствуют, однако Баку для Римско-католической церкви представляет особый интерес. И это неудивительно. Папа Римский Франциск с момента прихода к власти сдвинул на Кавказе баланс интересов в сторону армян. После инаугурации внимание было привлечено к его диалогам с аргентинским раввином, когда Франциск был ещё кардиналом Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, где будущий понтифик резко осуждал Османскую империю за геноцид армян. Что интересно, глава Римско-католической церкви практически сразу же весной-летом этого года подтвердил свою позицию. 3 июня в Ватикане на встрече с главой армян-католиков, патриархом Нерсесом Петросом XIX он ещё раз осудил османов, после чего МИД Турции не выдержал. Глава внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу выразил протест Ватикану, «выразив разочарование» замечанием папы.
Ватикан после этого замолчал. Турцию больше не упоминали, но не были дезавуированы и предыдущие заявления. «Турецкий вопрос», таким образом, перешёл в «спящий режим». На первый взгляд. Однако Римско-католическая церковь начала «мягко» противодействовать Анкаре вначале на южном направлении. Заявления и действия католических иерархов входили в клинч с политикой Анкары на Ближнем Востоке – в частности, в Сирии и Египте. Ватикан начал изоляцию Турции. Одновременно на севере в прорыв пошли армяне. Ереван открыл посольство в Ватикане, главой которого стал зять президента республики. А куриальные дипломаты начали обнадёживать армян заявлениями о возможном открытии католического посольства в Ереване.
Однако «окружение» Турции было не полным без Азербайджана. Пока рано говорить об этом как о свершившемся событии, но, не исключено, что Ватикан предложил Баку, как минимум, свою помощь на южном направлении в отношении Анкары. Отношения между этими двумя республиками носят сложный и неоднозначный характер. Учитывая, что Азербайджан заинтересован во внешнем признании, возникает вопрос, на что он готов пойти ради него. Римско-католическая церковь как важнейший субъект международной политики способна помочь Баку в утверждении своего статуса. Добавим к тому, неоднозначные реформы премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, волей-неволей, усиливают значение в регионе роль христианства. Значит ли это, что Азербайджан готов «сыграть в игру» по геополитическому окружению Турции, которую исторически помнят в Ватикане как Византию? Смелое предположение. Но оно имеет право на существование.
Комментарии читателей (6):
Не так-уж "смелое" предположение, учитывая, что мы имеем дело с Ватиканом. Достаточно просмотреть Католическую Энциклопедию, что-бы многое понять.
Во-первых, Ватикан хорошo знает историю и следует ей скурпулёзно. Территория Турции для Ватиканa - это ВИЗАНТИЯ. A точнея, Pимская Империя, Pим.
Во-вторых, все Крестовые Походы с Европы на Ближний Восток были по-призыву Ватиканa. И эти военные походы были не против Мусульман или Иудеев, как соврeменые политики говорят. Эти походы, нaчиная с 11-го века до последнего времени - уже почти 1000 лет - были против Тюрок, прешедших с Центральной Азии на Ближний Восток.
В-третих, и на это надо обратить особое внимание, Пе́рвый кресто́вый похо́д был организован в 1095 году решением римского папы Урбана II по просьбе Византийского императора армянского происхождения, Алексея I с целью помощи восточным христианам - в защите Анатолии (i.e., Армении) от наступления Турок-сельджуков.
«Народ франков, ... Мы хотим, чтобы вы ведали, какая печальная причина привела нас в ваши края, какая необходимость зовет вас и всех верных. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, да и ранее весьма часто доходило до нашего слуха, что иноземное племя, чуждое богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем, самих же их частью увел в свой край [в полон], частью же погубил постыдным умерщвлением, а церкви божьи либо срыл до основания, либо приспособил для своих обрядов. Они опрокидывают алтари, оскверняя их своими испражнениями, обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в крещальни. И [если] им хочется предать кого-нибудь позорной смерти, пронзают посреди живота, лишают детородных членов, привязывают к дереву и, гоняя вокруг него, хлестают до тех пор, пока из них не выпадают внутренности и [сами] не падают наземь. Иных же, привязанных к деревьям, поражают стрелами; иных, раздев [донага] и согнув шею, ударяют мечом и таким способом испытывают, каким ударом можно убить сразу. Что же сказать о невыразимом бесчестии, которому подвергаются женщины, о чем говорить хуже
« Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов.»
Речь папы прерывалась возгласами слушателей: «Dieu le veut!» («Так хочет Бог!»).
И не надо путать причины с идеологическими обоснованиями (христианской пропагандой отвоевания гроба господня, защиты христиан от нехристей и т.п.). Какие "чистые" христианские мотивы "вели" крестоносцев было ясно уже в 1-ом походе, но во всю силу эти "мотивы" проявились при захвате крестоносцами Кипра в ходе, кажется 3-го похода и позже при разгроме ими Константинополя в 4-ом походе. А армян католики "любили" также как и всех остальных православных схизматиков.
Классический вывод колоний, средневековый вариант решения проблемы перенаселенности.
В чистом виде "свобода без границ" или "страх и трепет".