26 октября в газете «Эхо» была опубликована статья Т. Максутова и Н. Абасова под довольно интригующим названием «10-20 вилайетов для Азербайджана». Заранее скажем, что, несмотря на то, что данная статья помещена под рубрикой «экономика», на наш взгляд, вряд ли ее значение может ограничиться одной экономикой.
Мы ранее неоднократно указывали на то, что в силу многих внутренних (главными среди которых являются небывалый рост всеобщей борьбы коренных нетюркских народов, поневоле оказавшихся в составе этого государства, и углубление антагонистических противоречий между различными регионами) и внешних (в первую очередь, турбулентных процессов на просторах Большого Ближнего Востока, которые объективно выводят на первый план отдельные этносы, требующие восстановления своей государственности) факторов, вряд ли удастся сохранить Азербайджанскую Республику в нынешнем виде или вообще предотвратить ее распад.
Еще накануне выборов президента 2003 года в газете «Толыш» (и одновременно в бакинской газете «Хурал») нами был опубликован Манифест-программа Талышского Национального движения. В нем мы предлагали кардинально изменить административно-территориальную структуру Азербайджана и вместо 66 районов создать исторически сложивиеся семь вилайетов (Нахичевань, Карабах, Ширван, Гянджабасар, Талыш, Лезгистан, Аварстан и столичный округ). Разумеется, суть нашего предложения не предполагала только механического уменьшения количества районов. Мы предлагали, чтобы каждому из новых вилайетов были предоставлены полноценные автономные права, что авторы вышеназванной статьи сегодня называют «децентрализацией власти». В нашем понимании каждый из этих вилайетов должен был иметь максимум самоуправления, свой парламент с обязательным условием выборности руководителей исполнительных органов на местах, включая прямое участие новых квазиобразований в принятии общегосударственных решений (в том числе и право вето при их обсуждении).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В дальнейшем эта тема периодически всплывала то тут, то там, но власти до последнего сопротивлялись такой, на первый взгляд, объективной необходимости, которая исходит из задач сохранения самого государства.
В этом смысле для нас нет ничего удивительного в том, что один из «говорящих ртов» Администрации Ильхама Алиева – руководитель проправительственной Партии демократических реформ, депутат парламента Асим Моллазаде сегодня выступает с таким предложением. «Считаю, что в Азербайджане уже давно пора сократить количество районов и объединить их в единые регионы – округа. В данный момент их очень много, а это лишние расходы на управленческий аппарат. Более целесообразно было думать о том, как проводить процесс децентрализации. Большое количество районов со своими исполнительными властями, муниципалитетами с ограниченными возможностями приводит к централизации (?). Нам кажется, что эта раздробленность связана с централизацией системы управленческого аппарата (?). Необходимо передать больше власти и больше прав на местах муниципалитетам, чтобы люди могли более активно участвовать в тех процессах, которые непосредственно касаются их жизни», - заявил он «Эхо».
Авторы статьи пошли дальше и обратились к другим экспертам, в основном экономистам. «На удивление», они все поддержали эту идею. В частности, глава Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов отметил, что в данный момент в Азербайджане более актуально объединение районов, нежели создание новых. «Азербайджан – не такая большая страна, чтобы было столько районов, и поэтому целесообразно их объединение. Это также сыграло бы позитивную роль в управлении территориями. Если сгруппировать районы, их деятельность станет легче координировать. С другой стороны, повысится качество управления районами, а также даст возможность снизить бюджетные расходы. На сегодняшний день из-за большого количества районов из бюджета выделяются немалые средства. В этом отношении, объединение районов позволит сэкономить. Еще одна положительная черта заключается в том, что это позволит ускорить процесс децентрализации».
«Мы выступаем за то, чтобы районы группировались в экономические регионы, - говорит другой эксперт Вугар Байрамов. - В каждом экономическом регионе должно быть по два района. В Азербайджане на практике есть экономические зоны, и есть возможность создать внутри этих зон новые районы. На данный момент более целесообразно в рамках экономических регионов, которых десять, создать по два района в каждом. То есть это приведет к сокращению количества районов до 20. В данный момент же в Азербайджане 66 административных районов и 77 городов, не считая Нахчыванской АР».
В свою очередь независимый экономист Октай Ахвердиев обратил внимание на то, что если судить по нынешней политике, то количество районов в Азербайджане только увеличивается. «Но с точки зрения управления оптимизации, конечно, Азербайджан можно было бы разделить на десять природно-климатических зон и отнести туда все районы. Но называть их уже не районами, а какими-то старинными названиями, скажем вилайетами. Во всяком случае, эта тема поднималась еще в советское время, но решения так и не было. У нас есть десять природно-климатических зон, и можно было бы превратить их в административные. Но, повторю, судя по политике последних лет, пока что у нас, наоборот, создаются новые районы».
Авторы статьи попытались выснить экономические выгоды от такого объединения. «Любое укрупнение предполагает сокращение расходов. На сегодняшний день у нас порядка 70 районов. Это означает, что у нас столько же глав исполнительных властей, помощников, секретарей, а есть еще члены аппарата. И все они сидят на бюджетных средствах. И можно было бы очень много сократить. Кроме того, это еще повлияло бы на уменьшение объема коррупции. Одно дело, это происходит в 70 местах, другое дело - в 8-10 местах. Почему на это пока не идут, хотя обсуждают уже давно? Момент этот созрел, и пора приступить к реализации этого плана. Вместе с тем, не думаю, что объединение районов приведет к сокращению, скажем, в правоохранительных структурах. Если десять районов объединить в одну зону, все равно в этих бывших районах сохранятся отделения полиции. То же самое касается и структур в сфере образования или медицины. Здесь речь, в первую очередь, идет о расходах на содержание административных структур. А расходы эти значительно сократятся», - заявил Октай Ахвердиев.
Далее в статье речь идет об аналогичном вопросе, который ныне обсуждается на Украине, где так же предлагают создать 8 округов вместо 24 областей.
Но, чтобы ни говорили, чем бы ни обосновывали правильность идеи по объединению районов, судя по всему, вопрос сегодня носит для азербайджанских властей больше политический, чем экономический характер. То, что эта идея озвучена А. Моллазаде, кто в принципе не способен выступать самостоятельно на политической арене, а служит только для ретрансляции заявлений, разработанных в недрах Администрации президента, говорит о том, что в той же Администрации идет процесс разработки вопроса переустройства административно-территориального деления государства. А статья в «Эхо», скорее всего, преследует цель изучить общественное мнение и начать его подготовку перед грядущими изменениями. А то, что авторы статьи подключили к обсуждению одних лишь экспертов-экономистов, говорит о том, что участие в них политических аналитиков и политиков могло бы поднять ненужную властям на данном этапе шумиху.
Со своей стороны добавим еще то, что десять лет назад такая инициатива правительства могла бы оказаться достаточно эффективным опережающим шагом, благодаря чему власть могла бы, во-первых, сохранить и укрепить единство государства, заодно повысив уровень эффективности управления территориями, и, во-вторых, решить национальный вопрос в стране на какой-то период.
С другой стороны, на фоне сегоднящних процессов в соседних с Азербайджаном регионах такой шаг бакинских властей кажется слишком запоздалым и вряд ли даст нужный эффект. Потому что сегодня очень многие «болячки» этого государственного образования вылезли наружу и до того обострились, что такая «косметика» вряд ли приведет не только к укреплению, но и также к его сохранению. В стране обострились не только межнациональные отношения, но и отношения между различными исторически сложившимися регионами.
Дело в том, что, по признанию многих экспертов, ни за годы Советского Союза, ни тем более за годы независимости, власти этой страны палец о палец не ударили для создания полноценной гражданской нации. Наоборот, за весь период почти 100 летнего существования Азербайджанской Республики правящие кланы делали все для того, чтобы пропасть между различными регионами и «титульным этносом», под которым принято понимать тюркоязычное население страны, с одной стороны, и различными нетюркскими коренными народами, с другой, еще больше углубилась по всем параметрам. В результате, в последнее время ряд ведущих экспертов внутри страны и за ее пределами выражают справедливое опасение по поводу будущего государства. Мы с недавних пор более чем уверены в том, что есть все предпосылки, чтобы Азербайджанская Республика вообще исчезла с карты мира.
Означают ли наши слова то, что мы против новой идеи властей? Нет, конечно! Разумеется, с одним единственным условием: если разработка этого плана с самого начала и до конца будет осуществляться с участием в его обсуждениях, во-первых, представителей всех регионов и коренных народов, а, во-вторых, всех ведущих специалистов страны, независимо от их политических предпочтений. Далее, после подготовки, итоговый документ в обязательном порядке должен пройти всенародное обсуждение, в ходе которого должны быть учтены все разумные предложения и замечания, то есть итоговый документ должен олицетворить собой своеобразное «Общественное соглашение» всех заинтересованных сил.
В результате Азербайджанская Республика должна стать полноценной федерацией, куда войдут три типа территориальных субъектов – краев, областей и городов федерального значения, а также три типа национальных субъектов – в зависимости от численности и компактного проживания того или иного этноса, - автономные республики, автономные округа и автономные области - всего 7-10 субъектов, и не в качестве только лишь «экономических регионов», как это предлагают вышеназванные эксперты. То есть это должно быть полноценным политическим решением высшего руководства государства.
Далее, при правильном размещении производительных сил и объектов инфраструктуры, а также справедливом распределении доходов федерального бюджета, каждый из этих субьектов будет экономически самодостаточным, а система управления государством будет более гибкой и эффективной, не говоря уже о значительном упрочении всей политической системы, если, конечно, правильно сформировать вертикаль власти в стране. Ближайшим результатом успешной реализации этой инициативы станет формирование единой гражданской нации, когда каждый житель страны, независимо от его национальной или региональной принадлежности, может спеть, как в известной песне: «Мы все – дети азербайджанской земли, А Баку – столица наша, все мы сердцем привязаны к нему»!
Половинчатые решения и, тем более, желание решить свои узкоклановые задачи, могут не только навредить делу, но вполне может привести к отрицательным результатам, а если быть еще точнее – к распаду государства.
Тем не менее, хорошо зная интеллектуальный уровень и высокие амбиции нынешних властей, нередко доходящих до банального «всезнайства», у нас есть опасения того, что в итоге вполне может получиться так, как говорил покойный Черномырдин: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Комментарии читателей (2):
Создание национальных округов будет для правительства АзР шагом назад.
Округа (вилайеты) может быть и создадут (по экономическим мотивам).
Но при этом искрамсают так, чтобы о национальном округе не могло быть и речи.