У Армении не было иного выхода, как идти в Таможенный союз с Россией. Евросоюз сам совершил ряд ошибок, которые не оставили Еревану выбора. Тем не менее, двери для Армении в ЕС не захлопнулись, а страна может стать этаким экспериментом, постараясь усидеть на двух стульях – пойти в Таможенный союз, но сблизиться с Евросоюзом. Проблема Армении в том, что у нее в принципе нет друзей. Это очень одинокое государство. Такое мнение корреспонденту OSTKRAFT в Страсбурге высказали депутаты Европарламента избранные от председательствующей в настоящий момент в ЕС Литвы.
Секретный договор
Договор ассоциации Армении с ЕС в публичном пространстве никогда не показывали из-за того, что он никогда не был до конца доработан. В коридорах Европарламента объясняют: «Публично полный текст договора не оглашается, к тому же, Европарламент его официально даже не получил из Совета ЕС».
После решения Еревана вступить в Таможенный союз, полный текст никогда уже и не покажут. В самом Европарламенте утверждают, что предметом дискуссии общественности договор мог бы стать только после его парафирования в ноябре в Вильнюсе. Однако поскольку этого не произойдет, сам черновик документа также ляжет вглубь стола.
Впрочем, ЕС не намерен отказываться от сближения с Арменией. Посетивший на прошлой неделе Ереван вице-спикер литовского парламента и председатель комитета по делам Европы Гедиминас Киркилас уже объявил, что президент Армении Серж Саргсян прибудет на саммит Восточного партнерства в Вильнюс.
Правда, какую роль он там сыграет, не сообщается. Единственное, что точно известно – парафировать договор об ассоциации Армении не будут. Возможна лишь какая-то декларация о намерениях.
Ждут нового решения Еревана
По мнению депутата Европарламента от Литвы, избранного по спискам Социал-демократической партии Литвы Зигмантаса Бальчитиса, Евросоюзу не стоит отказываться от Армении, поскольку в обозримом будущем она может принять другое решение и пойти на сближение с ЕС.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После того, как президент Армении заявил, что они идут в Таможенный союз, то парафирование договора об ассоциации Армении с ЕС стало невозможным. Армению после этого ожидают на Вильнюсском саммите?
Да, Армения действительно объявила, что будет вступать в Таможенный союз. Это ее решение и мы должны его уважать. Как дальше будет, покажет жизнь, но мы точно не руководствуемся политикой, что если ты не с нами, значит ты нам не нужен. Мы всегда будем искать, я думаю сам Евросоюз, диалог с любой страной. Даже которые выбрали другой интеграционный путь. У нас в будущем будут самые лучшие торговые отношения с той же Россией, которой Евросоюз сам необходим - это рынок в 500 млн человек. Мы все друг с другом сильно связаны. Какие-то недоразумения или конфликты не могут вот так поставить стороны по разные стороны баррикад.
Сегодня решение Армении такое. Мы, конечно, надеялись, что Армения могла бы быть одной из тех стран, с которой будет подписан договор об ассоциации если не сейчас, то в ближайшей перспективе, но они выбрали такой вариант.
Другими словами, двери перед Арменией не закрыты?
Я думаю, что это стало бы ошибкой. Нельзя, что если сегодня ты в одном союзе, то завтра ты не можешь принять каких-то других решений. Жизнь покажет, как тот союз будет работать. Ясно только одно: вне зависимости как будут происходить события, и тот союз, и Евросоюз, должны будут найти пути взаимодействия.
Захлопнуть дверь было бы ошибкой
В то же время депутат ЕП от Литвы, также избранный по спискам социал-демократов Юстас Палецкис уверен, что Евросоюз ни в коем случае не должен закрывать двери перед Арменией. По его мнению, страна может провести эксперимент, и удачно совместить как свое пребывание в Таможенном союзе, так и интеграцию в Евросоюз.
Как Вы оцениваете разворот Армении и заявление президента этой страны, что они идут в Таможенный союз с Россией? Это автоматически исключает интеграцию с ЕС, или в Вильнюсе на саммите Восточного партнерства Армению все же будут ждать, двери перед ней не захлопнуты?
Я думаю, что Армения может доказать, что есть такой путь – хорошие торговые и экономические отношения со странами Таможенного союза и вступление в него, и в то же время отличное сотрудничество, сближение с Евросоюзом. ЕС такую возможность предусматривает. Мы как раз встречались с комиссаром Штефаном Фюле. И в откровенной беседе он сказал очень важную мысль. Что это будет эксперимент: насколько можно согласовывать участие в Таможенном союзе и Восточное партнерство со сближением с Евросоюзом. Если это получится с Арменией, это будет очень хорошо и для Украины, и для Грузии и Азербайджана. Я думаю, что ЕС поступил бы очень неправильно, если бы сказал, что все, Армению перечеркиваем и забываем. К счастью, этого нет.
Армения – одинокая страна без друзей
В свою очередь, депутат ЕП от Литвы, избранный по спискам либералов, литовский философ, ученый и общественный деятель Леонидас Донскис считает, что у Армении попросту не было иного выхода, как идти в Таможенный союз с Россией. Он обратил внимание на ошибки самого ЕС в отношениях с Ереваном.
После заявления президента Армении Сержа Саргсяна о том, что Армения готова вступить в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией, для нее двери в Восточное партнерство и сближением с Евросоюзом захлопнулись, или ее по-прежнему будут ждать на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе?
Могут быть разные варианты. Это не были слова со стороны Армении, что нет, мы не хотим иметь никаких программ с Евросоюзом. Мы не хотим сближаться. Это скорее ответ о том, что в настоящий момент мы, Армения, не готовы к этому. Я понимаю, что они выбрали Таможенный союз по нескольким причинам. У Армении очень сложные отношения с множеством стран. В связи с Нагорным Карабахом и напряженными отношениями с Азербайджаном. Эти отношения, если говорить прямо, в принципе на грани войны. Я считаю, что ситуация для Армении очень сложная. Вполне возможно, что Армении нужна России как гарант стабильности. В настоящий момент Армения без России не способна проводить свою внешнюю политику.
Будем честными: у Армении нет стратегического союзника в ЕС. Мы, Литва, не являемся стратегическими партнерами Армении. К тому же она достаточно удалена. Да, это симпатичная небольшая страна, но ее мы не можем назвать своей.
Точно также было бы неудачной шуткой сказать, что сближение Армении с ЕС выгодно Турции, которая большой игрок в том регионе. Что остается? Давайте будем реалистами. Иран остается очень важным для Армении. Оттуда Армения получает газ. Иран тоже заметный игрок в регионе. И он гораздо ближе для христианской Армении, чем к мусульманскому Азербайджану. Парадокс, но это так. Тем более, как вы знаете, Иран не признает Азербайджан, считая его своей исторической частью. А с Арменией у Ирана отношения хорошие, поскольку есть историческое национальное армянское меньшинство, у которого в иранском парламенте даже есть фиксированные места.
Россия также для Армении очень важна. У нее никогда не ослабевало влияние в этой стране, в России всегда было мощное армянское лобби. У Армении есть мощные научные, академические, военные и представители бизнеса в Москве. И они, вероятно, посчитали, что не видят каким еще образом им создавать стабильную политику. И я их понимаю.
С другой стороны, это звучит как огорчение, поскольку в Армении существует много европейских энтузиастов, которые очень хотели бы сближения с ЕС. Каким бы ни было давление России, политика это политика. Тут всегда есть кнут и пряник. Но сама Армения должна принять решение. По моему мнению, они не должны фатально отдалиться от Евросоюза. Они будут пытаться лавировать. У Армении всегда была сложная политика. Они будут стремиться не отдалиться от ЕС, но вместе с тем оставаться близки России.
Поскольку весь текст договора с Арменией не разглашается и утверждается, что он на суд общественности мог бы быть представлен только после того, как его парафируют, то, не зная сути документа, можно допустить, что, возможно, сам Евросоюз не сделал ряд предложений, которые могли бы заинтересовать Армению настолько, что она готова была бы к сближению с ЕС. Вы это допускаете?
Я согласен, что в этой ситуации не виновата исключительно Армения. Мы сами сделали очень много ошибок. Евросоюз никогда не был очень благоприятно настроен к Армении, будем честными. В Евросоюзе и даже в Европарламенте, где я работаю, не буду скрывать, никогда не было недостатка в откровенных проазербайджанских и протурецких силах. Эти силы никогда не взращивали теплых чувств ЕС к Армении. В их глазах Армения всегда была такой проблемной страной, от которой много шума. От которой всегда больше вреда, нежели пользы. Смотря с позиции realpolitic, Азербайджан богатая нефтяная страна. Важная. Которая пытается демонстрировать амбициозную политику. Есть еще и наивные моменты о том, что если есть нефть, то, значит, Азербайджан навсегда останется важным для ЕС, а если покупать оружие у Израиля и США, то это навечно обеспечит место в Западном мире. Это очень наивно, конечно. Их путь на Запад быстрее пойдет через ЕС, а не через США, которая попросту слишком далеко.
Но факт в том, что Евросоюз действительно сам не предложил свои объятия Армении. Поэтому Армения могла принять свои решения из-за своеобразного разочарования. Как в той песне Высоцкого из фильма «Вертикаль»: «Если друг оказался вдруг, и не друг и не враг, а так». Ведь это правда: ЕС для Армении – и не друг, и не враг, а так. Как и Россия, как и Иран, по правде говоря. Проблема Армении в том, что у нее в принципе, как мне кажется, нет друзей. Это очень одинокое государство. Рассуждая об этом с холодным разумом, можно предположить, что в этой шахматной партии у них просто не было другого хода.
Зигмантас Бальчитис, литовский политик, экономист, математик. Родился 16 ноября 1953 г. в небольшом городке в Шилутском районе (Литва). В 2000-2009 годах член Сейма Литвы, в 2009 – депутат Европарламента от Литвы. Дважды занимал должность министра транспорта Литвы, работал министром финансов Литвы.
Юстас Палецкис, литовский политик. Родился 1 января 1942 г. в Куйбышеве. Подписант Акта о независимости, дипломат, многократный член Сейма Литвы, работал послом Литвы в различных странах, занимал различные должности в МИД Литвы, был советником по международным отношениям президента Литвы Альгирдаса Бразаускаса, депутат Европарламента от Литвы с 2004 года.
Леонидас Донскис, член Европейского парламента (2009-2014). Родился 13 августа 1962 года в Клайпеде. Доктор гуманитарных наук (Вильнюсский университет 1990 год), доктор социальных наук (Университет Хельсинки, Финляндия, 1999 год). Философ, политический теоретик и комментатор, аналитик социальных процессов, литовский общественный деятель. Семь лет работал в университетах США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Эстонии и Венгрии. Автор более 30 книг и 500 научных статей, некоторые из них переведены на датский, эстонский, итальянский, польский, португальский, французский, русский, финский, шведский, немецкий, украинский и венгерский языки.
Комментарии читателей (3):
В политике нет друзей. Есть взаимные интересы.
ЕС показал, что в Закавказье его интересует ТОЛЬКО нефть и газ.
Флаг в руки.