Провал подписания Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом грозит очень серьезными рисками для всей страны.
Такое мнение на круглом столе «Ассоциация с ЕС. Граждане: ожидания украинцев, парламентское содействие» высказал на днях бывший посол Украины в Румынии, экс-постоянный представитель Украины при Совете Европы Александр Чалый. «У меня есть ожидание, что если его не подпишут, то, возможно, впервые за более чем 20 лет страна подойдет к черте возможного разделения и распада», - сказал эксперт. При этом он указал, что большинство требований, выдвинутых Украине для подписания Соглашения об ассоциации, никогда не могут быть выполнены, потому что они «оценочные».
Получается, сохранение территориальной целостности Украины зависит от решения Брюсселя, что подразумевает такую политическую альтернативу курсу на евроинтеграцию как борьба за «украинское наследство». Нельзя сказать, чтобы эта тема активно обсуждалась в медийном пространстве. Психологически комфортнее об ином зле умалчивать, чтобы не давать поводов его умножать. Однако иногда появляются публикации, в которых даются откровенные оценки возможных сценарием. Так, в марте 2013 года лидер партии «Четвертая Республика» Армении Эдуард Абрамян выступил с комментарием, где разложил по полочкам, почему «разложение и распад Украины полностью соответствует и удовлетворяет геополитическим интересам Армении». Из-за постоянного тяготения украинского государства к традиционным соперникам Армении – Турции и Азербайджану - Украина для Армении является и, к несчастью для официального Киева, будет являться страной, которая, исходя из интересов Армении, должна будет распасться на несколько частей, пишет Эдуард Абрамян. По его мнению, Украина стоит на развилке двух дорог.
«Первый путь – это полная этнополитическая ориентация на Москву, что крайне выгодно для Армении, - считает лидер партии «Четвертая Республика». - Это усилит влияние нашего военно-стратегического и «генетического» союзника – Россию. При этом официальный Киев должен полностью отказаться от своей «комплементарной» политики, отказаться от турецкой ориентации и выйти из нынешней сложной ситуации с минимальными потерями, отказавшись от своих западных регионов в пользу Польши и Румынии. Второй путь – полная ориентированность на Запад, усиление антироссийской, антиармянской и протурецкой политики. Этот сценарий в действительности также выгоден для нас, поскольку в этой ситуации в безусловном выигрыше оказывается иной, потенциальный военно-стратегический и традиционный союзник Армении – Польша. Я уверен, что усиление польского влияния с одной и российского влияния с другой стороны на территории нынешней Украины, в конечном итоге приведет к распаду этой государственности. Не секрет, что между некоторыми странами западной Европы есть особая договоренность по этому поводу, и вопрос распада и раздела Украины - лишь вопрос времени».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Заметим, что в обоих случаях армянский эксперт отводит стратегическую роль в дележе «украинского наследства» Польше. Действительно, политика Варшавы на ниве интеграции Украины в Евросоюз в ряде случаев выглядит аномалией. Украинский журналист Игорь Лесев в статье для портала Inpress.ua приводит несколько примеров, когда Варшава действовала в ущерб себе. «На протяжении уже многих лет Польша не только всячески поддерживает Украину на словах, но самое показательное, готова за свою поддержку... платить», - отмечает автор. Во-первых, он напоминает, что Волынская резня и связанные с ними миграции польского населения из Волыни стали аргументом для отрезания от Польши огромных земель на востоке. В Польше это помнят до сих пор, особенно на политическом уровне. И, тем не менее, польская политическая элита, приложив колоссальные усилия, сделала все возможное, чтобы события на Волыни в 1943-1944 годах не были названы геноцидом. Во-вторых, Польша не занимается раздачей украинцам «дополнительных» паспортов зарубежных стран, хотя «исторические обоснования на украинские земли у нее являются самыми весомыми». В-третьих, Варшава часто экономическую дружбу с Украиной развивает даже в убыток себе. Яркий пример — история с проектом строительства газопровода «Ямал-Европа-2». Выгода от него только в ближнесрочной перспективе превысила бы 2 млрд долларов. Однако закончилось все тем, что польский премьер Дональд Туск объявил контракт «кулуарным» и уволил своего министра казначейства (который и подписывал меморандум с «Газпромом»). А, в конечном счете, от денонсации данного меморандума выгоду получила только одна сторона — Украина.
Трудно поверить в альтруизм в межгосударственных отношениях. Даже когда во время «холодной войны» Советский Союз и США вкладывались в те или иные режимы, за этим стояли геополитические расчеты. Так за что же Варшава платит Киеву? Участники недавней конференции «Украина – ЕС: перспективы и надежды» с польской стороны уверены, что главным является вопрос безопасности Польши, а не интересы Евросоюза. «Сейчас решается вопрос, вступит ли Украина в Евросоюз или надолго останется в сфере влияния России. Для нас это должно быть главным приоритетом. Он имеет большое значение для нашей безопасности», - заявил депутат Сейма Польши Анджей Домбровски. По мнению депутата Европейского парламента, профессора Мирослава Петровского, «с точки зрения польских интересов важно, чтобы сотрудничество Украины с Евросоюзом как можно скорее активизировалось, это более важно, чем полное соблюдение стандартов Европейской Комиссии». То, что Польша в отношении Украины старается не ради Брюсселя, подтвердил депутат от партии «Право и справедливость» Бартош Ковнацки: «Я никогда не был фанатом Европейского Союза. Я принадлежу к растущему числу людей, которые считают, что в своем нынешнем виде, он долго не протянет. Тем не менее, я считаю, что мы должны стремиться к скорейшему подписанию соглашения об Ассоциации ЕС и Украины».
Как считает депутат Ковнацки, евроинтеграция нужна «не для того, чтобы Украина вкусила радость общения с дико разросшейся бюрократией ЕС, но только для того, чтобы она вспомнила, что принадлежит к семье европейских стран, и что – с учетом достижений цивилизации нашего континента, которая стоит на основе римского права и христианских ценностей – обязуется соблюдать определенные правила поведения». Однако Евросоюз ныне все сильнее и сильнее отходит от «христианских ценностей», за что подвергается критике Римско-католической церкви. Если кто и может быть союзником в этом вопросе польским католикам, поддерживающим партию «Право и справедливость», так это как раз православная Россия. Значит, дело не столько в ценностях, сколько в геополитических тенденциях. Не исключено, что Варшава предполагает в недалеком времени такую трансформацию Евросоюза, которая оставит Польшу наедине с Германией и Россией. Для Варшавы важно подойти к этому «часу X» максимально подготовленной. Вопрос раздела «украинского наследства», таким образом, приобретает уже сегодня актуальный характер. Вот тогда Польша припомнит Украине все сделанные в нее вложения. Чем Киев будет отдавать долги? Как показывает украинская история, обычно расплата шла территорией.
Комментарии читателей (4):
Именно экономическая ситуация в Украине, природные ресурсы и укрепляющиеся связи со странами ЕС позволяют отказаться от неизбежной "полной этнополитической ориентации на Москву"(с) с московскими щуками, балетом и вушерон-константинами, и двигаться в сторону Запада ровно на столько шагов, насколько это выгодно Украине. Будучи совершенно иного толка фигурой на шахматной доске, Украина имеет куда больше возможностей передвижения и балансирования, чем Армения, однако, каким-то образом пытающаяся заявить о себе как о персонаже в данном сценарии, более того предполагающая возможный распад Украины. Сложно определить, то ли это непонимание происходящего в недоступной для Армении плоскости, то ли простая бытовая зависть.