На сайте Еврокомиссии появилось сообщение, что она успешно завершила переговоры с Арменией по соглашению о создании глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли. На седьмом заключительном этапе переговоров, проходившем в Ереване, стороны «достигли соглашения по ряду ключевых вопросов».
Сначала процитируем фрагмент из этого соглашения, который охотно используют почти все армянские информационные агентства: «Создание зоны свободной торговли усилит экономическую интеграцию Армении с ЕС, предоставив возможность более эффективного взаимопроникновения европейских и армянских товаров на их рынки. Это позволит Армении модернизировать торговые отношения для развития ее экономики на основе достижения гармонизации законов и правил в различных секторах торговли. Эти реформы создадут условия для приведения ключевых секторов экономики Армении на одну линию со стандартами ЕС».
Теперь о том, о чем умалчивают официальные круги Еревана, и в частности, МИД. Ещё в июле прошлого года завершающий свою миссию в Армении посол Федеративной республики Германии Ганс-Йохан Шмидт, комментируя переговоры Армении о свободной торговле с ЕС, заявлял, что «был удивлен мотивированной решимостью руководства страны, которое стремится к подписанию соглашения об Ассоциации с ЕС». Шмидт тогда озвучил два важных тезиса.
Первый: «договор о свободной торговле с ЕС не будет противоречить соглашению о свободной торговле СНГ. Противоречия могут возникнуть, если Армения присоединится к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси».
Второй: между ЕС и Арменией не было согласовано 3 из 27 пунктов соглашения. Речь шла о преамбуле. По словам Шмидта, «необходимо найти формулировку, связанную с карабахским конфликтом, приемлемую для обеих сторон». (См.: http://analitika.at.ua/news/gans_jokhan_shmidt_menja_porazila_politicheskaja_smelost_armenii/2012-06-27-64087)
Надо полагать, что выход из этой ситуации Ереван нашел: он вступает в зону свободной торговли ЕС без Карабаха, в рамках своих признанных мировым сообществом границ, в пределах которых будет вынужден серьезно модернизировать таможенную, налоговую сферы, осуществлять реформы в области обеспечения конкуренции и защиты интеллектуальной собственности и т.д. Поэтому все рассуждения армянских политологов о том, что якобы Карабах может быть подключен вместе с Арменией к процессу заключения соглашения об ассоциации с ЕС, повисают в воздухе. Так руководитель центра «Альтернатива», доктор экономических наук Татул Манасерян, правда, со ссылкой на устные разговоры с некоторыми европейскими чиновниками, уверяет, что хотя они «уклонялись от прямого ответа на вопрос о положении Нагорного Карабаха, однако в целом не отрицали возможность подключения Карабаха к процессу». Далее: «В сложившейся ситуации, когда идут достаточно тяжёлые армяно-азербайджанские переговоры по урегулированию нагорно-карабахской проблемы, это было бы очень верным шагом. Процесс дал бы хороший результат, если бы к нему одновременно с Арменией и Карабахом, подключился Азербайджан» (См.: http://novostink.ru/analytics/49710-karabah-mozhet-byt-podklyuchen-k-processu-associacii-s-evrosoyuzom-ekspert.html).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается Азербайджана, то на предстоящем саммите «Восточного партнерства» в Литве ожидается подписание соглашения между ним и ЕС только по упрощению визового режима. На наш взгляд, пауза Баку, связанная с подготовкой и подписанием соглашения о создании Зоны свободной торговли, носит тактический характер и определяется все той же преамбулой соглашения. Если Баку пошел бы на такой шаг, определяя свои признанные мировым сообществом границы с Карабахом, у Еревана не было бы возможности для задуманного маневра.
Таким образом, Армения обозначила тенденцию в перспективе стать частью общего европейского экономического пространства, но без Карабаха. Как предполагает посол Шмидт, события должны развиваться по следующим позициям:
1. Продолжение переговоров по карабахскому урегулированию под эгидой Минской группы ОБСЕ
2. Активное подключение к этому процессу Брюсселя, но только после заключения договора о мире между Арменией и Азербайджаном.
Поэтому в перспективе становится неизбежным выход Баку на прямой контакт со Степанакертом и начало диалога под эгидой Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта.
Надо полагать, что президент Армении Саргсян провел четкий анализ уровня потерь и приобретений в случае обозначенного сценария развития событий. Кстати, на этом этапе и Анкара уже без препятствий со стороны Баку может с целью подкрепления позиций Еревана пойти на ратификацию известных Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией и открытие границ. Правда, тут выявляется еще один важный нюанс. По мнению старшего сотрудника американского Центра стратегических и международных исследований Януша Бугайского, «сейчас политика Турции все больше контрастирует с политикой США и ЕС в силу увеличивающейся её скорости переориентации на исламский мир». При этом Брюссель теряет инструменты влияния на турецкие власти.
Так что когда Саргсян сейчас пытается связать подписание в Вильнюсе соглашение о создании Зоны свободной торговли с открытием границ с Турцией, ему могут сказать: «Добро пожаловать в огромное мусульманское царство!». Парадокс в том, что в таком случае для армян Карабаха возвращение в состав Азербайджана может стать «лучом света в этом царстве», поскольку Баку остается светским государством и заявляет об ориентации на «европейские ценности». Говоря иначе, Карабах: может стать своего рода защищенной «обителью армян в Закавказье», стратегическим заслоном на пути исламистской экспансии с Ближнего Востока.
Поэтому при выстраивании своей политики в Закавказье Москва должна будет считаться с новым раскладом геополитических сил в регионе.
Может случиться, что она активно поддержит возвращение Карабаха в зону юрисдикции Азербайджана, поскольку речь будет идти о решении стратегических задач, напрямую затрагивающую ее национальные интересы. Тем более что после Вильнюса именно на Брюссель будет переложена вся историческая ответственность за дальнейшую судьбу армянского народа.
Комментарии читателей (24):
ничего удивительного - чем армяне лучше сербов ? Ничем. Сербов кинули ? Кинули.
Тем не менее, нежелание Путина ехать в Ереван похоже в этой ситуации на обиженную позу. Но эта поза способствует не началу равноправного диалога между двумя странами, а лишь углублению и без того подпорченных отношений. Может, такова цель. - See more at: http://www.lragir.am/index/rus/0/politics/view/315
И что? Что в этой фразе такого, что заставляет Вас, г-н Тарасов, делать "страшные глаза"?
Азербайджан говорит (формулирует) о ситуации как "оккупация ВС Армении".
Армения говорит о ситуации как об обеспечении безопасности независимого Арцаха. Причем независимого не только от АзР, но и от Армении.
Кстати, о Ваших (и подобных) статьях в том же интервью, г-н Шмидт говорит (цитата):
"...Это действительно будет вызов и приведет к сопротивлению и критике. Но я осмелюсь сказать, что проявление воли для преодоления этого принесет огромную пользу Армении. Более того, политические руководство получит также высокий уровень доверия..."
1. Сегодня Россия является экономическим партнером номер один для Армении и российский рынок очень ценен для армянских производителей. Армянский же рынок для России по своей объемности не представляет значимой ценности. Создание же зоны свободной торговли с ЕС является в первую очередь возможностью для расширения рынков сбыта армянских товаров.
2. НКР и ныне де факто является частью экономического пространства Армении и я не вижу каких либо проблем на счет того, что даже в случаи не подключения Карабаха к процессу свободной торговле с ЕС, товары НКР не могут быть экспортированы в Евросоюз хотя бы через офшорные компании в Армении. Есть и другая даже чересчур примитивная схема экспорта товаров произведенные в НКР. Их может просто закупить та или иная компания зарегистрированная в Армении а потом перепродавать в зоне свободной торговли. При необходимости даже изменение марок на товарах не будет переставлять особой сложности.