Эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков комментирует отказ Михаила Прохорова от участия в московских выборах мэра.
Отказ «Гражданской платформы» от выдвижения собственного кандидата на выборах мэра Москвы может быть связан не только с наличием зарубежных активов у Михаила Прохорова. Действительно, Михаил или Ирина Прохоровы имели наибольшие шансы на получение второго места на этих выборах. В марте 2012 году по итогам президентской гонки Михаил Дмитриевич получил поддержку 20,4% москвичей. За него голосовали, прежде всего, представители «среднего класса», наиболее скептически настроенные к власти. Среди них очень немногие могли бы поддержать Сергея Собянина. С другой стороны, либералы — наименее дисциплинированные из всех избирателей, с наибольшим скепсисом относящиеся к российским выборам, как таковым. Заметная часть тех, кто голосовал за Прохорова в 2012 году, теперь могли бы просто не дойти до избирательных участков. Кроме того, на президентских выборах Михаил Дмитриевич пользовался заемным электоратом. Ведь он был единственным либеральным кандидатом и у сторонников таких взглядов не оставалось выбора. Между тем, теперь за этими избирателями могут явиться «электоральные кредиторы» — политики, боровшиеся за их симпатии гораздо дольше. Конкурентами Прохорова в борьбе за либеральных «рассерженных горожан» могли бы стать Сергей Митрохин и, частично, Олег Митволь. Не говоря уже об Алексее Навальном, шансы которого на получение статуса кандидата, впрочем, невелики.
Вариант с выдвижением в мэры Ирины Прохоровой был не так уж безнадежен. Ирина Дмитриевна является узнаваемой, публичной фигурой, активной участницей предвыборной кампании брата и хорошим полемистом. Гендерных предрассудков (проще говоря, неприятия политиков-женщин) у либеральной публики меньше, чем у сторонников других течений. Другое дело, что замена Михаила на Ирину еще больше убедила бы их избирателей, что кандидаты «Гражданской платформа» идут на выборы «не всерьез», по принципу «не добежим, так хоть согреемся». После этого желание идти на избирательные участки у и так не рвущихся туда «рассерженных горожан» и вовсе стремилось бы к нулю.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В политике, как нигде, актуален принцип Штирлица — «запоминается последнее слово». Одно дело выходить на очередные выборы, когда тебя запомнили успешным дебютантом, сразу занявшим третье место на президентских выборах. И совсем другое — одним из кандидатов, даже в считающейся оплотом либералов Москве получившим весьма невнятный результат и едва-едва занявшим второе место в упорной борьбе с кандидатом-коммунистом. Возможно, Прохоровы тоже вспомнили о Штирлице и решили не распылять силы.
Отказ Прохоровых от борьбы серьезно снижает шансы на регистрацию Сергея Митрохина и Олега Митволя и делает совсем уж близкими к нулю соответствующие шансы Навального. Для регистрации кандидатом в мэры Москвы нужно, в частности, набрать 110 подписей муниципальных депутатов из 110 районов. Около половины оппозиционных муниципальных депутатов столицы (насколько известно, примерно 204) избраны от КПРФ и только эта партия имеет сторонников в 108 муниципальных собраниях. У остальных оппозиционных организаций и своих депутатов меньше, и охват уже (у «Справедливой России», например, около 124 депутатов в 68 районах). Как показал опыт губернаторских выборов в октябре 2012 года, отдельным кандидатам системной оппозиции собрать нужное число подписей депутатов помогают сами власти. Участие Прохорова в предвыборной гонке делало выгодным для штаба Собянина появление на поле Михаила Дмитриевича кандидатов-конкурентов, для размывания его электората. Теперь же, напротив, для Собянина (как и для его коллег по губернаторскому корпусу в октябре 2012 года) выгоднее минимизация числа кандидатов, что автоматически приведет к снижению явки оппозиционных избирателей, то есть более высокому результату действующего мэра.
Наконец, «война за прохоровское наследство» (не за бизнес-империю Михаила Дмитриевича, конечно, а за его электорат), скорее всего, просто не состоится. Большая часть потенциальных избирателей Прохорова, вероятно, выборы теперь просто проигнорирует. По принципу, «караул устал, все уехали на бархатный сезон в Турцию (или, на худой конец, на шашлыки в Подмосковье)».
Комментарии читателей (0):