В последние недели в Израиле не проходит и дня без обсуждения возможной войны, по мере того, как еврейское государство против воли оказывается втянутым в сирийский конфликт, пишет Шмуэль Рознер в статье для The New York Times. Мотивация Израиля понятна: не допустить попадания вооружений, способных изменить баланс сил, не в те руки. "Он не может позволить Сирии переправить химическое оружие "Хизбалле" в Ливан, как и допустить, чтобы Сирия получила ракеты или другие виды вооружений, которые в будущем затруднят защиту страны от агрессии", - уверен автор статьи. Влиятельная ливанская пан-арабская газета As-Safir опубликовала статью о возможной реакции Сирии на будущие израильские атаки. Автор, Сами Калиб, указывает на тот факт, что обстановка в Сирии и вокруг неё за прошедший месяц радикальным образом изменилась. Есть достоверная информация о том, что в следующей битве сирийцы применят новое оружие и стратегию эры хай-тека. Это именно то, о чём предупредил Путин Нетаниягу, когда тот приехал к нему в Москву. Россия сказала об этом и Америке, и НАТО, хотя и подчеркнула, что предпочла бы не открывать этот фронт.
Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал ИА REX ситуацию в отношениях Сирии и Израиля.
Публикации Шмуэля Рознера в NYT и Сами Калиба в As-Safir не только не противоречивы, но, напротив, взаимно дополняют друг дружку. Просто потому, что и израильский, и арабский журналисты говорят правду. Тут и комментировать нечего. Так что, вместо пустых словес открою маленький секретик...
На самом деле, подавляющему большинству дилетантов, даже всерьёз интересующихся проблемами Ближнего Востока, - включая и меня, - об израильско-арабских отношениях известная лишь самая малая толика. Грубо говоря, мы видим траву и цветы. Кто-то, проштудировавший специальную литературу всерьёз, может даже рассказать, где что растё, а ещё кто-то даже охарактеризовать почву и пояснить, почему именно эта трава и именно эти цветы на данной почве произрастают.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но и всё. Дальше начинается сфера знания профессионалов, потом архивы, потом секретные архивы, а потом идут уже нюансы, вытекающие из личных договоренностей, контактов, контрактов и даже дружб, о которых не знает почти никто, в том числе, и заключавшихся чуть ли не во времена царя Гороха, однако по сей день вполне работающих. И у всего очень много слоёв, подтекстов, деталей, номерных счетов и прочих скелетов в шкафу типа кто с кем пил кофе, кто с кем в доле и кто кого на кого науськивал, способных, - будь они когда-нибудь опубликованы, - порвать все шаблоны, как тузик грелку.
Грубо говоря, поколение за поколением рвали друг другу глотки, авиация бомбила, танки шли ромбом, арабы взрывались, евреи в ответ учиняли неспровоцированные агрессии, и так далее, и тому подобное, но в целом конструкция была устойчивой настолько, что работали даже гарантии личной безопасности элит, - как тех, так и этих, - а если кто-то из "неприкосновенных" и погибал, то исключительно в связи с проявлением несогласованной прыти или чтобы кому-то освободить место. Если хотите сравнить эту схему со схемой "Власть-Подполье" из "Обитаемого острова", возражать не стану.
На сторонний взгляд, разумеется, это не было заметно, но внутренней стабильности Ближнего Востока могли бы позавидовать многие регионы, официально считающиеся куда более благополучными. А вот сейчас, в связи с последствиями "арабских вёсен", ситуация меняется, и меняется крайне резко. Настолько резко, что, думаю, стратегических, на отдалённое будущее планов не рискует строить никто. Просто потому, что сложность ситуации помаленьку переходит в стадию хаотичности, когда единственным ответом на непредсказуемый вызов может стать реакция, до того считавшаяся гипотетической, что, в свою очередь, переведёт сюжет на принципиально иной уровень обострения.
Повторяю: говоря о выборе "не между хорошим и плохим вариантами, а между двумя плохими", г-н Рознер ничуть не кривит душой, но и г-н Калиб, указывая, что сирийцам "уже больше нечего терять, а израильтянам есть чего терять, и много”, тоже озвучивает чистую правду. По сути, дело вплотную приблизилось к порогу, за которым старые договорённости, вне всякой зависимости от желания или нежелания конкретных персон, перестают действовать. Скажем, для Израиля "абсолютно красной чертой" является появление в регионе систем, способных реально угрожать линиям гражданской авиации, а для Сирии обретение таких систем, напротив, жизненно необходимо, чтобы иметь хоть какие-то гарантии защиты от нападения с воздуха.
Понятно, что и это противоречие, и многие другие того же плана урегулировать невозможно, ибо ни от одной из сторон ничто, по большому счёту, уже не зависит. А эскалация (избежать которой пока что, наверное, можно, но чем дальше, тем сложнее) чревата непредсказуемыми последствиями. Или, напротив, очень предсказуемыми. Типа воронки, втягивающей всех, кто поблизости, а затем ничьей, по итогам которой далеко не факт, что выживших, неважно, с какой из сторон, будет с чем поздравить. Правда, весь остальной мир получит бонус, - одну головную боль в минусе, - но до этого ещё надо дожить...
Комментарии читателей (0):