18 мая Крым вспоминает трагические события 1944 года – депортацию крымско-татарского народа. По всему полуострову проходят траурные митинги.
В столице автономии, Симферополе, около 30 тысяч человек планируют посетить площадь имени Ленина, где и пройдут основные мероприятия. Однако, как и в прошлом году, председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев не примет участие в предстоящих траурных мероприятиях, с 16 по 18 мая глава правительства автономии находится с визитом в Португалии. Главной причиной отъезда премьера «злые языки» называют его крайне натянутые отношения с неофициальной, но влиятельной общественно-политической организацией – Меджлисом крымско-татарского народа и лично его председателем Мустафой Джемилевым.
Между крымскими татарами и эмиссарами центрального правительства, которых Киев посылал править Крымом, натянутые отношения существовали всегда. Но особенно они осложнились в последние месяцы, когда представитель «макеевского десанта», нынешний премьер-министр Крыма Анатолий Могилев возглавил атаки на Меджлис. «Вдруг» активизировался Совет представителей крымскотатарского народа, созданный в августе 2010 года, но долгие месяцы практически не созывавшийся. С конца 2012 и по начало 2013 года прокатилась серия громких отставок из органов государственной власти чиновников крымскотатарской национальности, связанных с Меджлисом.
Более того, власть автономии пошла на раскол крымских татар. Официальный Симферополь начал обращать благосклонное внимание на оппозиционные Меджлису силы в лице организаций «Себат» и «Милли Фирка». Здесь не нужно особых политтехнологий. Ментальность крымского татарина такова, что смыслом его жизни является строительство собственного дома. Многие крымские татары, даже построив жилище, до конца жизни перестраивают его, делая все краше и краше. Но для этого требуется владеть участком земли, а с этим в Крыму проблема. Очередников много, они стоят в очереди годами. Вот власти автономии и придумали «замечательное решение» - членам «Себата» они выделяют участки в первую очередь и с громкой помпой.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как отмечает «Украинская правда», нынешние события в значительной степени отличаются от кризиса 90-х, когда Меджлис находился в противоречиях с крымской властью, которая время от времени смотрела в сторону сепаратизма. Но тогда официальный Киев занимал более гибкую позицию, во многих вопросах фактически поддерживал позицию именно крымских татар, не играя так откровенно на раскол.
Сегодня все происходит по-другому. «И негативные установки на ослабление политического руководства крымских татар, вероятнее всего, исходят именно из Печерских холмов и Банковой», - констатирует издание.
Однако если в самом Крыму у руководства автономии есть рычаги и инструменты для подрыва влияния Меджлиса, то за пределами Украины позиции Меджлиса куда более непоколебимы. Уважаемого правозащитника Мустафу Джемилева знают во всем мире. С ним и его коллегами встречаются не только высшее руководство соседней Турции, но и высокопоставленные дипломаты и авторитетные политики Евросоюза.
Официальный Симферополь пытается вести контригру. Так, в начале февраля 2013 года Анатолий Могилев выступил с идеей организации Международного форума народов Крыма, куда планируется пригласить представителей всех национальных общин Крыма, послов и дипломатов иностранных государств. Но вряд ли это мероприятие состоится без крымских татар. Более того, как сообщает агентство OSTKRAFT, крымские татары могут получить поддержку Азербайджана. Дело в том, что Баку приступил к финансированию тюркских проектов на Украине. Особенное внимание, отмечает OSTKRAFT, будет уделено «Крыму, где растет доля крымско-татарского населения».
Между тем, накануне своей поездки в Португалию, 16 мая в интервью информационному агентству УНИАН премьер-министр Крыма Анатолий Могилев неожиданно обвинил в эскалации напряженности на полуострове неких «российских политиков». Вот что он сказал дословно: «Крым — это часть Украины. И мы отнюдь себя от Украины не отделяем. Да, российские политики все время пытаются расшатать нашу стабильность. Но всякие сепаратистские веяния крымчане не поддерживают. И я не вижу никаких предпосылок отделения».
Слова Анатолия Могилева заставляют задуматься. О каких же российских политиках идет речь? Последним из таковых был разве что московский мэр Юрий Лужков, но он давно уже не высказывался о Крыме. Что касается прочих представителей российского истеблишмента, то за последний год действие, связанное с Крымом, предпринял президент России Владимир Путин. От его имени 9 мая сего года сотрудники представительства Россотрудничества в Севастополе вручили цветы и личные поздравления от Владимира Путина защитнице Севастополя, разведчице и военному фельдшеру Хатидже Ислямовой. Что касается российской дипломатии, то генеральное консульстве в Симферополе ведет себя крайне выдержанно, согласовывая с украинскими властями свои контакты с представителями русских общин Крыма.
Так что стабильности полуострова угрожает нечто другое. И в этой связи интересны наблюдения Мустафы Джемилева, которыми он недавно поделился с корреспондентом «Новой газеты». В Крыму для возникновения межнационального конфликта было куда больше оснований, нежели в Чечне или в Таджикистане, на Украине любят повторять, что столкновений избежали благодаря мудрой политике, говорит Мустафа-эфенди. Но на самом деле главную роль сыграло то, что крымско-татарское национальное движение твердо стало на путь неприменения силы. Хотя, по его словам, есть приверженцы некоторых нетрадиционных для Крыма, привлеченных извне течений ислама, с которыми трудно. Они, как правило, не считаются с решениями избранного представительного органа. Это ваххабиты, салафиты, хаббашиты, «Хизбут-Тахрир».
«Для них национальный съезд — Курултай, избранный Курултаем Меджлис — не авторитет, потому что мы, мол, сотрудничаем с неверными, - заявил Мустафа Джемилев. – У них там бредовые идеи строительства всемирного халифата и прочее. Власть должна бы солидаризоваться с меджлисом, но происходит как раз наоборот. Эти организации поощряются, их легко регистрируют, из их среды вербуют сексотов и стукачей. Я понимаю тактику: расколоть, ослабить крымско-татарское сообщество. Если нетрадиционные для Крыма формы ислама получат развитие, последствия проявятся непременно». К этим оценкам стоит прислушаться.
Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса», специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):