Ближневосточная поездка Барака Хуссейна Обамы

ИА REX публикует статью эксперта Михаила Ошерова.
15 марта 2013  19:59 Отправить по email
Печать

На следующей неделе запланировано ближневосточное турне президента США Барака Хуссейна Обамы. Планируется посещение им Иордании, Израиля и Палестины.

Впервые Барак Обама посетит Палестинскую автономию. Как сообщает палестинское информационное агентство «Маан», программа визита Барака Обамы в Палестину сокращена, и вместо временной столицы Палестинской Автономии Рамаллы Барак Обама будет встречаться с президентом Абу Мазеном в Вифлееме.

В Израиле он посетит, согласно имеющейся информации, мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», возложит венок на могилу Ицхака Рабина и выступит с обращением к израильтянам с трибуны Дворца конгрессов.

Это — не первый визит Барака Обамы в Израиль, но первый — в качестве президента США. Первый раз он посещал Израиль в 2008 году в статусе кандидата в президенты США. С тех пор в интернете можно найти фотографии Барака Обамы в еврейском национальном головном уборе — кипе, молящегося у Стены Плача в Иерусалиме.

Среди подробностей будущего визита президента США в Израиль примечательно как посещение им могилы Ицхака Рабина, заключившего первое мирное соглашение с палестинцами, а также прямое обращение к гражданам Израиля с трибуны Дворца конгрессов, а не к депутатам кнессета. Что хочет сказать Барак Обама простым израильтянам? Возможно, примерно то же самое, что он сказал египтянам и всему миру во время своего выступления в 2009 году в Каирском университете.

«Вторым серьёзным источником напряжённости, который мне хочется обсудить, является ситуация, сложившаяся в отношениях между израильтянами, палестинцами и арабским миром.
Прочные связи Америки с Израилем хорошо известны. Эти узы нерушимы. Они основаны на культурных и исторических связях, а также на признании того, что стремление еврейского народа иметь свою родину уходит корнями в его трагическую историю, отрицать которую невозможно.
Веками еврейский народ подвергался преследованиям, и кульминацией антисемитизма стала беспрецедентная трагедия Холокоста. Завтра я посещу Бухенвальд, бывший частью системы лагерей, в которых Третий рейх содержал евреев как рабов, пытал, расстреливал и умерщвлял их в газовых камерах. Было убито 6 миллионов евреев — больше, чем вся еврейская часть населения сегодняшнего Израиля. Отрицание этого факта безосновательно; оно говорит о невежестве и о злобе. Когда Израилю угрожают разрушением или повторяют отвратительные антиеврейские стереотипы, это не только большая ошибка; в памяти израильтян просыпаются самые болезненные воспоминания, а на пути достижения мира, которого заслуживают все народы этого региона, появляются препятствия.
С другой стороны, столь же бесспорным является то, что и палестинский народ — мусульмане и христиане — также много страдал в поисках национального очага. Более 60 лет он терпит боль перемещённости. Многие в лагерях беженцев, расположенных на Восточном берегу, в Газе и в соседних областях, живут в ожидании мира и безопасности, которых они никогда не знали. Они подвергаются ежедневным унижениям, большим и маленьким, связанным с оккупацией. Можно не сомневаться: положение палестинского народа нетерпимо. И Америка не повернётся спиной к законным палестинским чаяниям — стремлению к достойной жизни, шансам на успех и к собственному государству.
В течение десятилетий мы были свидетелями тупиковой ситуации: два народа имеют законные устремления, причём история каждого из них настолько болезненна, что возможность компромисса ускользает. Обвинять других легко; палестинцы говорят о потере крова в результате основания Израиля, а израильтяне указывают на постоянную враждебность и нападения как на их территории, так и за ее пределами. Но если мы будем рассматривать их конфликт только глазами одной из сторон, мы не увидим очевидной правды: единственным выходом, позволяющим удовлетворить стремления обеих сторон, являются два государства, в которых как израильтяне, так и палестинцы будут жить в мире и безопасности.
Это — в интересах Израиля, в интересах Палестины, в интересах Америки и в интересах мира. Вот почему лично я буду работать на достижение именно этого результата со всем терпением и с самоотдачей, которые необходимы для решения этой задачи. Обязательства ... обязательства, на которые стороны согласились в соответствии с «дорожной картой», ясны. Если мы хотим установления мира, то для них — и для всех нас — пришло время выполнить свои обязанности.
Палестинцы должны отказаться от насилия. Ведь сопротивление, реализуемое через убийства и насилие, не является оправданным и не приведет к успеху. Веками чернокожее население Америки страдало, когда во времена рабства его секли кнутом, а в годы расовой сегрегации подвергали всяческим унижениям. Однако равноправие было завоевано не путем насилия, а в результате мирной и упорной борьбы за воплощение идеалов, на которых была основана сама Америка. То же самое могут рассказать и представители самых разных стран от Южной Африки до Южной Азии, и от Восточной Европы до Индонезии. Они все пришли в простой истине — насилие ведет в тупик. Нет никакого мужества в том, чтобы запускать ракеты в спящих детей, либо взрывать пожилых женщин в автобусе. Так моральный авторитет не завоевывают, так его теряют.
Теперь палестинцам пора сосредоточиться на том, что они могу построить. Палестинские администрация должна развивать свой управленческий потенциал, создав институты, которые обеспечивали бы нужды народа. Хамас пользуется поддержкой среди части палестинцев, и у этой организации также есть обязанности. Чтобы способствовать реализации палестинских чаяний и объединению палестинского народа Хамас должен положить конец насилию, признать заключенные в прошлом соглашения, а также признать право Израиля на существование.
В то же время и израильтянам следует признать, что Палестине, точно так же, как и Израилю, нельзя отказывать в праве на существование. Соединенные Штаты не признают легитимности тех, кто заявляет, что Израиль следует столкнуть в море, но мы также не признаем и легитимности продолжающегося процесса расширения израильских поселений. Их строительство нарушает ранее заключенные соглашения и подрывает усилия по достижению мира. Пришла пора остановить этот процесс.
Израиль также должен выполнить свои обязательства и обеспечить право палестинцев на жизнь, труд и развитие своего общества. Гуманитарный кризис в Газе не только приносит горе палестинским семьям, но и причиняет ущерб израильской безопасности; то же самое можно сказать и о безысходном положении жителей Западного берега Иордана. Прогресс в повседневной жизни палестинского народа должен стать составной частью процесса достижения мира, и Израиль должен предпринять конкретные шаги по обеспечению такого прогресса.
И наконец, арабские государства должны признать, что арабская мирная инициатива послужила важным началом, но на этом их ответственность не заканчивается. Арабо-израильский конфликт более не должен использоваться в качестве средства, отвлекающего население арабских стран от других проблем. Наоборот, он должен стать призывом к действиям, направленным на то, чтобы помочь палестинскому народу создать институты, на которых опиралось бы их государство, чтобы признать легитимность Израиля, а также отказаться от заведомо проигрышной позиции, основанной на взгляде в прошлое, и выбрать вместо этого прогресс.
Америка будет ориентироваться в своей политике на тех, кто стремится к миру, и говорить прилюдно то же, что мы говорим израильтянам, палестинцам и арабам в частной обстановке. Мы не можем навязать мир. Но в частном порядке многие мусульмане признают, что Израиль уже никуда не исчезнет, равно как и многие израильтяне признают необходимость создания палестинского государства. Пришла пора действовать исходя из того, что является для всех очевидной реальностью.
Слишком много было пролито слёз и слишком много крови. Все мы обязаны приложить усилия к тому, чтобы наступил день, когда матери Израиля и Палестины смогут без боязни смотреть, как подрастают их дети, когда Святая Земля трех великих религий станет тем, для чего её сотворил Господь, когда Иерусалим станет безопасным и надёжным домом для евреев, христиан и мусульман, местом, где дети Авраама будут мирно общаться друг с другом, как в истории «аль-Исры», когда Моисей, Иисус и Мухаммед (да пребудет с ним милость Божья) молились вместе«.

Итак, два основных новых тезиса американской политики в этом регионе, провозглашенные Бараком Обамой 4 года назад -

«единственным выходом, позволяющим удовлетворить стремления обеих сторон, являются два государства, в которых как израильтяне, так и палестинцы будут жить в мире и безопасности. Это — в интересах Израиля, в интересах Палестины, в интересах Америки и в интересах мира.

... израильтянам следует признать, что Палестине, точно так же, как и Израилю, нельзя отказывать в праве на существование. Соединенные Штаты не признают легитимности тех, кто заявляет, что Израиль следует столкнуть в море, но мы также не признаем и легитимности продолжающегося процесса расширения израильских поселений. Их строительство нарушает ранее заключенные соглашения и подрывает усилия по достижению мира. Пришла пора остановить этот процесс. »

Эти слова президента США понравились тогда далеко не всем израильтянам.

«Речь президента США была больше речью Хусейна, нежели Барака», — остроумно заметил председатель Совета Иудеи и Самарии Дани Даян. Чтобы не портить союзнические отношения, премьер-министр Биньямин Нетаниягу специально дал указание своим министрам воздержаться от каких-либо комментариев по поводу выступления Обамы, а сам лишь выразил надежду, «что речь Обамы будет содействовать примирению». Однако на кнессет это указание не распространялось. «Мы увидели истинное лицо американского президента. Но сионистские идеалы сильнее разных президентов и глав правительств, мы пережили фараонов, переживем и Обаму», — возмущался один из депутатов Михаэль Бен Арии. Израильские политики были возмущены тем, что в речи американского президента в качестве главного препятствия мирному процессу фактически был обозначен рост еврейских поселений в Иудее и Самарии, а не «арабский террор против Израиля и не террор ХАМАСа против ФАТХа».

http://www.antiterror.kz/palestina/news_2010-12-04-03-58-18-287.html

Надо заметить, что не все израильские политики возмущались тогда Каирской речью американского президента. Политики, представляющие левый лагерь израильской политической жизни, приветствовали призыв Барака Обамы к мирному урегулированию путём создания независимого палестинского государства.

С чем едет Барак Обама на Ближний Восток сейчас? За эти четыре года здесь не произошло, ровным счётом, ничего нового. Мирный процесс заморожен, правое правительство Беньямина Нетаньяху резко ускорило строительство новых израильских поселений на оккупированных территориях, только затрудняя задачу создания нового независимого палестинского государства. На палестинской стороне уже появились разговоры о целесообразности отказа от его создания и смены курса на интеграцию с Израилем, что в исторической перспективе приведёт к преобразованию Израиля в государство от моря до моря, но для двух двух народов. Барак Обама, действуя в интересах как американского, так и израильского народа, хочет это предотвратить.

Президент Обама также планирует созвать ближневосточную мирную конференцию, или тройственные переговоры — делегаций США, Израиля и государства Палестина для возобновления ближневосточного урегулирования.

Рамочные условия будущих мирных соглашений со стороны мирового сообщества и палестинцев озвучивались неоднократно — создание независимого палестинского государства в границах 1967 года, прекращение оккупации Западного берега реки Иордан и блокады Сектора Газа. Предварительные условия палестинцев — начало переговоров с того момента, на котором они были прекращены с правительством Эхуда Ольмерта, что вполне логично, и прекращение израильского строительство поселений на оккупированной земле — нельзя одновременно вести переговоры о будущих границакх и смотреть, как эти границы сдвигаются и территория съеживается.

Израильские власти, в свою очередь, требуют от палестинцев две вещи — обеспечение безопасности Израиля и признвние государства Израиль не просто как государства, но как государства еврейского народа. С признанием государства Израиль у палестинцев проблем нет, но признавать государство Израиль государстовм еврейского народа они отказываются.

Прчина простая. Фраза «государство еврейского народа» означает некоторое преимущество еврейского народа в государстве Израиль, в котором кроме евреев живет много людей других национальностей — полтора миллиона арабов, несколько десятков тысяч друзов, черкесов, бедуинов, около 200 тысяч русских, украинцев и так далее — людей неевреейской национальности, приехавших из бывшего СССР.

У государства Израиль нет Конституции, в его единственном основополагающем документе —в Декларации независимости, записана взаимоисключающая и внутренне проиворечивая фраза о том, что государство Израиль является государством демократическим и еврейским. Признание палестинскими арабами этого означает их согласие на дискриминацию палестинских арабов — граждан государства Израиль, их родственников, членов их семей. После образования государства Израиль многие арабские семьи оказались разделены — часть семьи оказалась на территории государства Израиль, часть — на Западном берегу реки Иордан или в Секторе Газа.

Кроме более или менее сформулированных Ольмертом и Махмудом Аббасом условий соглашения об урегулировании, существует ещё несколько международных документов и инициатив с предложениями, которые в общем-то описывают примерно одни и те же условия, одну и ту же модель соглашения. Это инициатива Лиги арабских стран от 2002 года, ещё называемая иначе «Саудовская инициатива», и так называемая Женевская инициатива — итог неофициальных переговоров одного из архитекторов Соглашений Осло Йоси Бейлина с общественными палестинскими деятелями.

В среднем все эти соглашения и инициативы говорят примерно об одном и том же, об одних и тех же условиях —

— освобождение всех или почти всех оккупированных в 1967 году палестинских территорий и отход Израиля к границам 1967 года плюс возможное присоединение к Израилю крупных поселенческих анклавов;

— возврат палестинцам Восточного Иерусалима;

— урегулирование вопроса о палестинских беженцах путем предоставления им возможности вернуться в Палестинское государство и частично, с разрешения государства Израиль — в государство Израиль.

Все остальные вопросы являются менее важными, хотя их тоже нужно рассматривать — эксплуатация инфраструктуры — транспорт, вода, энергетика, демилитаризация палестинского государства, заключение мирных договоров со всеми арабскими странами. Ещё раз подчеркиваю, примерно такие же условия плюс-минус миллиметр содержатся и в Саудовской инициативе, пакетно включающей в себя всеобщее дипломатическое урегулирование, и в частной Женевской инициативе. Среди других мирных инициатив также следует упомянуть так называемый «План Либермана», предложенный лидером тогда еще русскоязычной партии НДИ в 2004 году и включающий в себя кроме вышеуказанных пунктов пункт об обмене территориями — передача палестинскому государству небольших территорий Израиля с компактно проживающим там арабским населением. Из еврейской интернет-энциклопедии «Ежевики»: «Либерман утверждает, что везде в мире, где есть [в одной стране] два народа с двумя религиями существует конфликт, и отмечает, что в Палестино-израильский конфликт, ситуация ещё хуже, поскольку есть не только религиозный конфликт, но и националистический. Таким образом, предложение основано на „понижении конфликта“ и утверждает, что два народа могли бы жить вместе, но не имеет смысла жить одному внутри другого. Помимо этого, Либерман утверждает, что не имеет никакого смысла создавать палестинское государство, в котором не будет евреев в то время, как Израиль превратится в двунациональное государство с более чем 20% национальных меньшинств».

Мирный план Либермана не был реализован ни в 2004 году, ни позже — Либерман в то время вскоре вышел из правительства и переговоры с палестинцами вёл Ольмерт. Когда Либерман вернулся в правительство, это уже было правительство Нетаньяху, и оно уже не вело переговоров с палестинцами.

Сейчас мирный процесс не происходит, переговоры не ведутся. Палестинцы в лице Абу Мазена настаивают на двух предварительных условиях — а) прекращение израильского строительства на оккупированных территориях и б) начало переговоров с той точки, где они были прерваны в 2007 году. Абу Мазен, сентябрь 2012 года: «„Также мы должны вернуться к точке, на которой остановились во время правительства Ольмерта, когда мы выложили на стол переговоров все кардинальные темы окончательного статуса. Мы достигли понимания по основным вопросам: о границах, Иерусалиме и беженцах“. Абу-Мазен подчеркнул, что он не сядет за стол переговоров с нуля.»

Израильская русскоязычная пресса и вместе с ней правонастроенные русскоязычные израильтяне считают эти требования наглостью, но давайте попробуем рассуждать спокойно.

Требование Абу Мазена о ведении переговоров не с нуля, а с точки, достигнутой на переговорах с Ольмертом, вполне логично. Ольмерт был премьер-министром Израиля, имеющем все полномочия для принятия решения, нынешнее израильское руководство не является руководством какой-либо новой или другой страны, а таким же ответственным руководством той же самой страны — государства Израиль. И Абу Мазен вёл переговоры не с физическим лицом Эхудом Ольмертом, а с премьер-министром Израиля. Должна же быть какая-либо преемственность? Почему от смены руководства в Израиле должны измениться уже достигнутые договоренности для Абу Мазена? Только потому, что они не нравятся нынешнему руководству Израиля?

Требования палестинской стороны о прекращении строительства на оккупированных территориях как предварительное условия для начала переговоров также вполне логичны. Это немного напоминает практику ведения мирных переговоров во время войны, которые не ведутся в самый разгар военных действий, а ведутся во время затишья, прекращения огня. Как исторический прецедент можно напомнить долгую историю американо-вьетнамских переговоров в Париже, которые прерывались вьетнамцами во время американских наступлений. Как только очередное американское наступление захлебывалось, вьетнамцы возвращались за стол переговоров. Нет смысла вести переговоры о границах территории, если у тебя твою территорию постоянно «отгрызают». Альтернативой для Израиля является образование независимого палестинского государства через ООН, для которой существуют только границы 1967 года.

Во всей этой истории есть еще один любопытный геополитический штрих. Зачем Соединённым Штатам, собственно говоря, нужен мир на Ближнем Востоке? Ответ на этот вопрос лежит за пределами Израиля и Палестины. Глобальный интерес США — существенно снизить цены на нефть. Основной продавец и поставщик нефти в этой части земного шара — страны Персидского залива. Основной покупатель в этой половине земного шара — Европа. Что снизит мировые цены на нефть? — Удешевление поставок нефти из Персидского залива в Европу. Что нужно для этого? Ответ простой — прямой нефтепровод Персидский залив — Европа. Его можно проложить только двумя путями — а) через Израиль б) через Сирию. Что нужно для этого США? — либо мир Израиля с соседями для трассы через Израиль, либо захват Сирии — для трассы через Сирию. Либо — и то, и другое.

Этот проект имеет давнюю историю. В 1948 году англичанами был построен нефтепровод Киркук — Хайфа, но в том же 1948 году после создания государства Израиль поставки нефтепродуктов по нему были заморожены. Построенные в те же годы англичанами хайфский НПЗ и нефтяной терминал в хайфском порту первоначально предназначались не для импорта нефти из других стран в Палестину, как это происходит сейчас, но для экспорта нефти и нефтепродуктов из Палестины в Европу. Создание государства Израиль и ухудшение отношений его с соседними арабскими странами положило конец этому английскому геополитическому проекту и заставило переключить хайфский порт и хайфский НПЗ из экспортного в импортный режим. В настоящее время нефтепровод Киркук — Хайфа заброшен, старые трубы проржавели, но глобальная идея его до сих пор является актуальной.

Нефтепровод Персидский залив — Европа также нужен американцам для того, чтобы лишить Иран стратегической возможности перекрыть поставки нефти из Персидского залива морем, морским путём.

Инициатива Лиги арабских стран 2002 года о всеобъемлющем ближневосточном урегулировании не зря называлась «Саудовской инициативой». Эта инициатива была предложена Саудовской аравией. Странам Персидского залива нужен мир в регионе — не для снижения цен на нефть, но для увеличения и, главное, — гарантирования поставок нефти в Европу. После строительства нефтепровода страны залива не будут опасаться угрозы со стороны Ирана — угрозы перекрытия Ормузского пролива и прекращения поставок нефти из региона. Все уже заключённые ранее мирные договора Израиля с соседними странами — с Египтом и с Иорданией, предусматривали региональные инфраструктурные проекты, многие из которых не были реализованы из-за агрессивной политики Израиля и увеличения политической и дипломатической напряжённости между странами.

Возвращаясь к визиту Барака Обамы, следует заметить, что сейчас, после январских выборов в израильский парламент — кнессет, тупиковая ситуация на арабо-израильских переговорах может измениться. У Беньямина Нетаньяху больше нет подавляющего большинства в израильском парламенте. На выборах 22 января этого года в кнессет было выбрано много новых представителей воли израильского народа. Вполне возможно, что в новых условиях визит Барака Обамы на Ближний Восток, как и недавняя поездка президента Палестины Махмуда Аббаса в Москву, приведут к возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке.

Михаил Ошеров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Radiy
Карма: 9
15.03.2013 21:27, #5394
Итак, Барак Хусейн Обама выступает за мирное решение ближневосточной проблемы через международное признание независимого палестинского государства. И главным препятствием к такому решению ближневосточной проблемы он видит нежелание Израиля отказываться от строительства новых поселений в секторе Газа. Почему ж в таком случае К. Лавров не объединяет усилия МИД РФ и США в этом направлении? Или перед МИД РФ поставлены иные задачи? Но какие и кем?
mikado
Карма: 5
16.03.2013 20:08, #5403
увы... Новое правительство Нетаньяху будет таким же правым, как и предыдущие два, даже более воинственно настроенным. Ближе к лету запахнет порохом. Об этом свидетельствуют и назначения своих людей в МИД и минобороны - ведь придется принимать трудные решения, будет с кем разделить ответственность.
Мирный процесс - для Биби второстепенное дело. На первом плане - подготовка войны с Ираном. Заниматься тем и другим одновременно он не намерен. Да и нет точек для сближения позиций с палестинцами. Нетаньяху не возьмет на себя ответственность за урегулирование, разве что на своих условиях, как победитель.
Поэтому визит Обамы - ритуального свойства. Он действительно не хочет вникать в суть конфликта, ограничиваясь благими пожеланиями. Поскольку не хотел бы ссориться ни с еврейской общиной в США, ни с арабским миром. Так сказать, ни нашим, ни вашим. Но - с позиций Израиля. Т.н.четверка миротворцев, созданная для проформы, вроде наблюдателей ООН, также бездействует, потому что как флюгер следит, откуда ветер дует, то есть, за старшим братом.
Своя рубашка ближе к телу. Обтекаемые фразы, общие слова, апробированная в ранних речах риторика - это все, что мы услышим от президента США. Те, кто живет на БВ, должны рассчитывать только на свои собственные силы, и на помощь настоящих друзей, а не на заокеанского дядюшку. Весь вопрос в том, кто - друзья?
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть