14 января международное информационное агентство «Фергана» опубликовало на своём сайте доклад узбекско-германского форума по правам человека под названием «Обзор сбора урожая хлопка 2012 года в Узбекистане». Правозащитники заявляют, что, несмотря на введённый правительством республики в августе 2012 года запрет на привлечение школьников к уборке хлопка, общая ситуация с использованием принудительного труда на полях Узбекистана остаётся катастрофической.
Детей до 15 лет на уборке хлопка действительно стало гораздо меньше. Факты нарушения запрета правительства зафиксированы лишь в трёх областях республики. Тем не менее, дети в период хлопковой кампании не получили знаний в полном объёме, поскольку учителей от трудовой повинности никто не освобождал. Там, где педагоги остались, школьников объединяли в огромные классы, преподавание велось отрывочно и нерегулярно. Учителя многих школ вышли на поля в полном составе, из-за чего школы пришлось закрыть до конца октября.
На смену ученикам средних классов на уборку хлопка были массово привлечены студенты вузов и колледжей, многим из которых было от 16 до 18 лет, то есть по международным нормам они считаются детьми и не могут привлекаться к работе на полях. Как отмечают правозащитники, дети во время уборки хлопка содержались в ужасных условиях: спали вповалку в спортзалах и сельских домах культуры, недоедали, не имели возможности удовлетворять свои гигиенические потребности. Формально подростки получали заработную плату за выполнение нормы (60 кг в день), но из неё вычитались, например, расходы на питание. В итоге средний дневной заработок у студентов, по подсчётам немецких специалистов, составил около 20 американских центов.
Учащаяся молодёжь выгонялась на поля под страхом отчисления. Те из студентов, кто пытался сбежать, подвергались побоям со стороны преподавателей и милиции. В докладе сказано, что один такой случай привёл к летальному исходу: 18-летний Навруз Муйзинов 6 октября 2012 года был забит до смерти сотрудниками правоохранительных органов, после того как ушёл с поля в Шахрисабзском районе Кашкадарьинской области. В документе также приводятся свидетельства ряда студентов о жестоких избиениях их однокурсников за нежелание работать.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если детей и молодёжи на хлопковых полях Узбекистана стало меньше, то взрослые были привлечены в небывалом количестве. В первую очередь на уборку «белого золота» вышли полностью зависимые от государства бюджетники. В ряде районов республики медицинские учреждения не могли оказывать даже услуг скорой помощи из-за отсутствия персонала. Желающие откупиться от участия в хлопковой кампании должны были выплатить местным администрациям по 200 долларов, что превышает среднюю зарплату по стране и является неподъёмной суммой для большинства бюджетников.
В особенно тяжёлой ситуации оказались наиболее уязвимые слои населения – матери-одиночки, жёны гастарбайтеров, молодые мамы. За отказ выйти на поля местные власти лишали их детских пособий, отключали электричество. Самые бедные из сельских жителей вынуждены были выходить на поля целыми семьями с маленькими детьми, чтобы хоть как-то заработать, выполняя свою норму в 60 кг или чужую за отдельную плату.
Не остались в стороне и бизнесмены. Они должны были выделить сотрудников для сбора урожая или откупиться. По данным «Радио Свобода», суммы «отступных» для предпринимателей в 4-6 раз по сравнению с предыдущими годами. При этом бизнесменам не выдавались никакие документы об оплате, в итоге неизвестно, куда именно пошли заплаченные деньги.
Казалось бы, эта участь должна была миновать работников крупных предприятий с иностранным капиталом. Но не тут-то было. В докладе приводятся свидетельства сотрудников автоконцерна General Motors, которому принадлежит марка Daewoo, автомобили которой производятся в Узбекистане более десяти лет. Сотрудники GM не только послушно собирали хлопок, но и не требовали за это оплаты, поскольку боялись прогневить начальство и потерять хорошую работу на автомобильном заводе.
«Случаев, чтобы кто-то отказался поехать, не было. Потому что порученную работу надо было выполнять. Вы думаете, легко получить место в такой компании? Если ты потеряешь такую работу, ты вряд ли найдешь другую», - сказал правозащитникам сотрудник GM Uzbekistan в октябре 2012 года.
За время уборочной кампании правозащитниками было зафиксировано семь смертей среди подневольных хлопкоробов, это больше, чем в предыдущие годы. Пятеро погибших – студенты. В большинстве случаев причиной гибели людей стала острая сердечная недостаточность. Это неудивительно: рабочий день на хлопковых полях длился по 10-12 часов, питание было скудным, условий для отдыха никаких.
Авторы доклада отмечают, что в Узбекистане отсутствуют условия для независимого мониторинга ситуации. С 2009 года Международная Организация Труда, членом которой является Узбекистан, безуспешно призывает власти страны впустить на территорию республики специалистов для проверки поступающих данных. Однако Ташкент неизменно отвечает отказом.
В сложившейся ситуации правозащитники призывают мировое сообщество использовать все возможные методы давления на Узбекистан с целью обратить внимание на вопиющую ситуацию с использованием принудительного труда.
«Правительства США и Евросоюза должны исключить Узбекистан из Обобщенной Системы Предпочтений (ОСП) до тех пор, пока правительство Узбекистана не докажет, что выполняет условие ОСП защищать фундаментальные права человека, - говорится в докладе. - Правительство США должно снизить статус Узбекистана в глобальном докладе о торговле людьми до уровня III, указав, что правительство Узбекистана отказывается приложить значительные усилия для прекращения применения принудительного труда. Учитывая выплату высокой арендной платы правительству Узбекистана за использование Термезской военной базы, правительство Германии должно использовать рычаги давления, чтобы призвать Ташкент заниматься правами человека. Во время переговоров по использованию северного маршрута НАТО, правительство США должно признать, что недооценка прав человека позиционирует их против узбекского народа и на неправильной стороне истории».
На сегодня единственным реальным результатом борьбы с использованием принудительного труда на уборке хлопка в Узбекистане стал объявленный осенью прошлого года бойкот узбекскому хлопку со стороны более сотни мировых брендов одежды. По данным американской неправительственной организации Responsible Sourcing Network против эксплуатации детей и взрослых объединились 108 компаний, среди Zara, H&M, Gap, Walmart, Gucci и Yves Saint Laurent. В США бойкот также поддержала национальная ассоциация производителей одежды и обуви (American Apparel and Footwear Association (AAFA)), которая объединяет более 75% компаний в данном сегменте экономики.
Комментарии читателей (0):