По роду своей журналисткой деятельности мне не раз доводилось разговаривать с представителями МИД различных стран. Чаще всего это были господа из Европы. Иногда и дипломаты из азиатских стран. Но какими бы разными ни были мои случайные и не очень собеседники, все они зачастую одинаково скептически относились к моим рассказам о проблемах СМИ в Казахстане.
Кто-нибудь из них нет-нет, да вспоминал, что собственными глазами видел продающиеся в киосках аэропортов оппозиционные газеты. А раз так, то говорить об отсутствии свободы слова где-то в чём-то и не совсем корректно.
Естественно, наличие в свободной продаже жёстких по отношению к действующей власти изданий «Республика» и «Взгляд» играло на руку и официальной Астане. Известно немало случаев, когда посланники Акорды активно использовали данный факт в качестве своеобразной «козырной карты». Стоило, скажем, по ходу очередного заседания ОБСЕ какому-нибудь из зарубежных экспертов предъявить претензии Казахстану за нарушения в соблюдении прав человека свободно выражать свои мысли, как обязательно кто-нибудь из официальной делегации РК наглядно демонстрировал собравшимся «железный аргумент» в виде очередного номера той же «Республики».
По рассказам моих белорусских коллег, особенно часто наши официалы использовали данный прием в кулуарах. И действительно, как рассказывали мне журналисты из Минска, прочитав пару материалов из повсеместно продаваемой в Казахстане «Республики», заграничным экспертам-критикам политики Астаны частенько приходилось поднимать условно руки вверх.
Но так было. Теперь же этот «козырь» в буквальном смысле выдернут из рук официальных казахстанских делегаций. Остается только догадываться, чем будут «крыть» реальное, а не гипотетическое преследование оппозиционных СМИ любители прокатиться за государственный счет в Варшаву, Брюссель или Страсбург всевозможные прокуроры, чиновники и «общественники». В том числе беспрецедентное преследование, включающее в себя и фактический запрет на профессию журналистам этих изданий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тем, что «Республика», «Взгляд» или сайт guljan.org постоянно распространяли вредные слухи и печатали материалы, разжигающие так называемую «социальную рознь»? Но подобные объяснения вряд ли найдут понимание у международной общественности. Ведь под этим соусом можно безоговорочно закрыть, к примеру, вещание всемирно известного телеканала «Euronews», где достаточно часто можно увидеть сюжеты, демонстрирующие наличие пропасти между бедными и богатыми.
Равно как поставить под запрет и детский телеканал «Tiji», где пчела-почтмейстер из «Шарлотты Землянички» или сосед пёсика «Бали» распространяют крамольные мысли и о праве людей иметь выбор и о недопустимости несправедливого распределения доходов между членами общества.
Про антиутопию «V — значит вендетта» вообще говорить не приходится. Вдруг кто-нибудь из несознательных граждан нашей страны, посмотрев фильм Джеймса Мактига, возьмет на вооружение методику носящего маску Гая Фокса господина V?
Впрочем, отдельных высокопоставленных чиновников возможное ухудшение международного имиджа Республики Казахстан абсолютно не волнует. На днях один из таких ответственных лиц в приватной беседе со мной прямо заявил:
- Да плевать, что там в Европе или Америке о нас подумают! Ну, пошумят, покричат немного и что? Что реально они сделать нам могут?! Ничего! Вон Козлова посадили и что дальше? Все эти американцы-европейцы как стояли в очереди за нашей нефтью, газом и металлами, так и стоят. И будут стоять, куда денутся!
- Но мы же всё время говорим, что демократию строим. Или это уже не актуально?
- Причем тут актуально или неактуально?! Мы свою страну поднимаем! А что там говорят о нас — неважно. Посмотри на Малайзию или Сингапур, там вообще демократии нет никакой. Оппозиции нет, полностью задавили.
- И что в этом хорошего?
- Ничего. Но кто скажет, что там плохо? Те же Штаты и Европа с ними очень активно сотрудничают. Инвестиции туда рекой текут. Чем мы хуже? Ничем! А твои «Республика» и «Взгляд» делу только мешают. С ними пытались договориться, они отказались. Значит, сами виноваты, впредь умнее будут.
Следует заметить, мнение большого чина из Астаны построено не на пустом месте. Всё те же западноевропейские дипломаты в момент своего откровения не раз признавались мне, что в ЕС вполне довольны существующими в Казахстане порядками.
Да, их несколько беспокоит, что Астана периодически нарушает взятые на себя обязательства по соблюдению прав человека и обеспечению свободы слова. Но по большому счету для ЕС, как вероятно и для США, это не более чем досадное недоразумение. Намного важнее, чтобы официальная Астана по-прежнему давала беспрепятственный доступ на разработку недр Казахстана ведущим западным ТНК.
Так, один бельгийский чиновник с легко запоминающейся фамилией Ван Тамм, приняв на грудь немного лишнего, еще пять лет назад мне заявил буквально следующее: «Ваша страна для нас, что Африка. Такие же аборигены живут. Нам всё равно, что у вас там происходит. Ваши проблемы, вы их сами и решайте. Нам главное, что у наших компаний в вашей стране всё было нормально»...
И всё же, что бы там не говорили дипломаты и высокопоставленные чиновники местного разлива, очевидно, что в Астане далеко не всем плевать на положительное реноме Казахстана на международном уровне. В конце концов, нельзя забывать про постоянное желание елбасы быть видным политиком мирового масштаба. Вот здесь невольно и возникает подозрение, что ряд влиятельнейших лиц из его ближайшего окружения затеяли некую игру, главная цель которой — не только окончательно разрушить его имидж в глазах мирового сообщества, но и выставить его откровенным идиотом.
Если это не так, то чем ещё можно объяснить, например, его явно недружеский спич, произнесенный в Анкаре в адрес ближайшего союзника? Или нелепые высказывания о стоимости киловатт/часа электроэнергии в нашей стране? Каждое выступление Назарбаева готовит целая армия спичрайтеров, результат работы которых в свою очередь вплоть до запятой проверяет специальный отдел Администрации президента. Причем окончательный вариант выступления попадает на стол главе государства в виде текста, отпечатанного 28-м кеглем! Не увидеть, что там написано, просто невозможно.
Ладно, можно допустить, что вышеприведенные примеры есть не что иное, как неучтенная импровизация елбасы. Но тогда из каких соображений действуют режиссеры телерадикомплекса президента, выдавая в эфир кадры с акцентом, то на хромоту, то на сильно постаревшее лицо главы государства? Особенно если учесть, что моложавый лик Назарбаева был повсеместно растиражирован накануне его персонального праздника...
Вот и выходит, что нынешнюю зачистку информационного поля можно смело относить к попытке дискредитации имиджа Назарбаева в целом. Поскольку отсутствие в стране критикующих первых лиц государства СМИ говорит о наличии уже не автократии, а настоящей диктатуры, к которой у большей части мирового сообщества наблюдается устойчивая аллергия. И тут уж никакая общенациональная коалиция демократических сил под руководством «Нур Отана» не поможет.
И сходя из этого, можно предположить, что елбасы недолго осталось быть елбасы. Новый же глава государства из всё того же ближайшего окружения Назарбаева, чтобы типа всем понравиться, одним из первых своих указов наверняка возвратит в Республику Казахстан свободу слова, пусть и сильно ущемлённую.
Анатолий Иванов, специально для «Республики»
Комментарии читателей (0):