«Лечить нельзя наказывать» — психиатрия должна быть на службе общества: мнение

Психиатрия должна защищать общество, но не должна иметь карательной функции. ИА REX публикует комментарий социального психолога Марка Сандомирского о возврате закона о психиатрической помощи
16 ноября 2012  12:34 Отправить по email
Печать

Большая группа психиатров из Санкт-Петербурга и Москвы обратилась в Госдуму с инициативой вернуть в действие закон о психиатрической помощи.

Эксперт ИА REX, социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский прокомментировал агентству инициативу психиатров:

То, каким образом должно быть организовано лечение людей, страдающих тяжёлыми душевными расстройствами, создающими опасность для жизни их самих либо окружающих — серьёзная проблема, сложность решения которой связана с тем, что она содержит в себе социальные противоречия. Ведь проблема психического здоровья индивида тесным образом связана с проблемой психического здоровья общества. С одной стороны, права личности, права и свободы гражданина, в том числе и страдающего душевным расстройством, должны быть гарантированы. С другой стороны, когда речь заходит о профилактике общественных действий душевно больных людей, эти права вступают в конфликт с правами других граждан, и порой в прямом смысле могут угрожать их здоровью и жизни, возникают упомянутые противоречия.

Подход к решению этой проблемы может быть различным. Законодательство о психиатрической помощи советского времени представляло собой одну крайность — тогда граждан можно было принудительно направлять на стационарное лечение по достаточно широкому кругу показаний, в том числе и надуманных. Это, увы, создавало почву для злоупотреблений — память о «карательной психиатрии» до сих пор живёт в массовом сознании общества, в его постсоветской ментальности (хотя и в преувеличенном, карикатурном виде).

С другой стороны, нынешнее законодательство о психиатрической помощи максимально либерально — лечение может быть только добровольным. Конечно, существуют процедуры, когда по решению суда назначают недобровольную госпитализацию или недобровольную психиатрическую экспертизу, но это весьма непростое дело. А в тех случаях, когда психическое состояние человека меняется внезапно, когда он находится в состоянии психоза и может совершать опасные для окружающих действия, счёт времени идёт буквально на часы.

Думаю, изменения в этой сфере назревают: обществу необходима некоторая промежуточная, сбалансированная позиция между старым, репрессивным подходом к принудительному лечению и нынешней, подчеркнуто либеральной позицией. Такое уравновешенное отношение должно формироваться в диалоге общества и экспертов-психиатров. Я думаю, что мы находимся пока ещё только на подступах к решению этого вопроса, и «первой ласточкой» является обсуждаемое коллективное обращение в ГД РФ питерских и московских психиатров.

Случаи, подобные трагическому «московскому расстрелу», могут повторяться, и очень вероятно, что их будет больше. Связано это не только с лёгкостью легального приобретения оружия гражданами, в том числе имеющими проблемы в сфере психического здоровья (получение необходимых документов нередко превращается в формальность), но также и с тем, что распространённость психических расстройств год от года возрастает, и будет возрастать далее.

В конце прошлого и в начале нынешнего века количество людей, страдающих душевными расстройствами, удваивалось каждые 20 лет — эта тенденция сохраняется и в настоящее время. И хотя самых тяжёлых психических расстройств (психозов) не становится намного больше, они имеют в основном биологические «корни», но депрессий, болезненных зависимостей и пограничных нервно-психических расстройств становится больше год от года. По разным оценкам, количество людей, на протяжении жизни страдающих депрессией, составляет порядка 20-30% населения; постоянно около 10% населения находятся в состоянии депрессии, включая её «маскированные» формы. А ведь общественно опасные действия могут совершать люди, находящиеся не только в состоянии эндогенного или алкогольного психоза, но и в состоянии депрессии — это так называемый «расширенный суицид», когда вместе с собственной жизнью они уносят жизни окружающих людей. Да и пациенты с тяжёлыми личностными расстройствами тоже могут совершать опасные для общества действия. И распространённость депрессий и пограничных расстройств, увы, будет и далее расти — поскольку они в значительной мере социально обусловлены, формируются под влиянием «груза» стрессов повседневной жизни, давления общества.

Вот почему законодательство, как в сфере психиатрической помощи, так и в сфере легального оборота оружия, очевидно, не соответствует сложившемуся положению. Но каким образом эти проблемы решить? Дело не только в том, чтобы расширить полномочия психиатрической службы, но ещё и в том, чтобы сделать её работу более «прозрачной», доступной для общественного контроля, а также в том, чтобы повышать психологическую культуру населения.

Противоречие заключается в том, что человек, страдающий тяжёлым психическим расстройством, как правило, этого не осознаёт — точнее, не понимает, что это душевная болезнь. Да, ему невыносимо плохо, но он объясняет своё состояние иными причинами, проецирует свой внутренний конфликт на окружающих, представляя их виновниками своих проблем (так работают механизмы психологической защиты). Он даже окружающих людей может индуцировать, убеждать в правоте своих болезненных идей. В результате они часто не отдают себе отчёт в том, что человек нуждается в помощи — в противном случае могут быть печальные последствия как для него самого, так и для тех, кто находится с ним рядом.

И вот почему населению необходимо повышение уровня психологической культуры в аспекте знаний о том, что такое душевные расстройства, каковы их проявления, как поступать в случае их появления, как убедить человека обратиться за помощью (всё это называется psychoeducation). Для этого необходимы широкомасштабные социальные программы. Понятно, что решение этой сложной проблемы зависит не только от государства. Важнейшую роль в этом могли бы сыграть волонтёрские, общественные организации. И в целом наша страна сегодня нуждается во внедрении системы социальной психотерапии, включающей как повышение психологической культуры, так и практическое обучение азам психологической помощи и взаимопомощи.

К огромному сожалению, сегодня проявляется противоположная тенденция, наряду с традиционным для нашей страны, укоренившимся в массовом сознании страхом перед всем, что называется «психо...» (и стигматизацией соответствующей категории населения), набирает силу «импортированное» с Запада движение анти-психиатрии, пропагандирующее такие убеждения, как: а) психических заболеваний не существует, они «придуманы» врачами; б) испытываемый «проблемными» (т.е. больными) людьми душевный дискомфорт — не симптомы болезни, а проявление временных трудностей в процессе "духовных исканий«;в) соответственно лечить (в медицинском понимании) подобные проблемы не нужно, а назначаемые врачами для этой цели психотропные препараты якобы либо бесполезны, либо вредны (превращают человека «в овощ» и т.п.).

Всё это на самом деле — не что иное, как набор иллюзий людей, испытавших в прошлом эпизод душевного недуга и пытающихся себя убедить, что они просто «иные». Конечно, в подобное неформальное движение втягиваются (индуцируются) и их родные и близкие.

В результате многие из тех, кому нужна психиатрическая помощь (и чьи проблемы можно реально решить), от этой помощи отказываются, не только не получая должного лечения, но и становясь жертвами социальных эпидемий.

В попытке убежать от душевного дискомфорта они «подсаживаются» на наркотики, представляя их «инструментом духовного роста» (!).

Иной вариант — становятся адептами псевдорелигиозных, деструктивных сект либо под видом духовных поисков увлекаются ложно понятыми философско-эзотерическими учениями и неадекватно применяемыми духовно-оздоровительными практиками. Наконец, ещё один «выход», ведущий в тупик — фанатизм разного рода, от религиозного до экстремистского.

Со всеми этими проблемами бороться необходимо усилиями всего общества в целом: не только тех, для кого это профессиональный долг, но также всех, кто этой проблемой озабочен.

Марк Сандомирский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Arjun
Карма: 5
21.11.2012 23:58, #4351
Нужна альтернатива: как параллельный орган, рассматривающий каждый случай.
Не крайности, но некая отдельная общественная организация.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть