Заявление о приостановке членства Узбекистана в Организации Договора о коллективной безопасности, военного блока, существующего на пространстве СНГ, нельзя назвать неожиданным или сенсационным. На протяжении всех 20 лет существования организации участие в ней Узбекистана носило весьма своеобразный характер. Республика уже приостанавливала своё членство в 1999 году, потом восстановила в 2006 году, после ссоры с Западом из-за андижанских событий. Но даже будучи формальным членом ОДКБ, Узбекистан фактически не участвовал в её работе. Показателен тот факт, что генеральный секретарь блока Николай Бордюжа за 9 лет нахождения на этом посту ни разу не был принят в Ташкенте.
Если верить узбекскому МИДу, причинами нынешнего демарша стало недовольство политикой ОДКБ в отношении Афганистана и предпочтение двустороннего формата многостороннему. Эти, казалось бы, не связанные между собой обстоятельства при более пристальном рассмотрении оказываются звеньями одной цепи.
Как известно, в 2014 году США планируют вывести свои войска из Афганистана. В силу дороговизны авиаперевозок основная масса вооружений будет перемещаться по железной дороге. По тем же причинам часть из них может осесть в транзитных странах, в том числе в Узбекистане. Республика весьма заинтересована в получении дешёвой или даже бесплатной военной техники, но для её размещения необходимо место, то есть военная база. Однако согласно подписанному 20 декабря 2011 года Протоколу о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств ОДКБ, открытие сторонней базы на территории стран-участниц ОДКБ возможно только с согласия остальных партнёров. В этом случае Исламу Каримову пришлось бы идти на поклон, в том числе, к лидерам Киргизии и Таджикистана, с которыми у него весьма натянутые отношения. Таким образом, только выход из ОДКБ развязывает руки Узбекистану и даёт ему возможность получить свой кусок от американского военного пирога.
Более того, вопреки мнению ряда российских экспертов, ожидать цепной реакции в регионе не стоит. В частности, Киргизия уже имеет военную базу Антитеррористической коалиции и своего не упустит. Нельзя, конечно, исключать спекуляций на тему ОДКБ при обсуждении тех или иных спорных вопросов с Россией, но выход из блока Киргизии невыгоден, так как Бишкек регулярно пользуется льготными схемами получения вооружений внутри ОДКБ, а также другими преимуществами членства в блоке, например, возможностью бесплатно направлять своих граждан в российские вузы по линии этой организации. Не стоит также забывать, что на территории Киргизии действует авиабаза Кант, учрежденная всеми участниками блока. В случае выхода Киргизии из ОДКБ и вывода российских лётчиков из Канта, политические и экономические последствия свели бы на нет всю выгоду от американской военной помощи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Наконец, в отличие от Узбекистана, экспортирующего газ и развивающего собственное промышленное производство, Киргизия и Таджикистан слишком сильно экономически зависят от России, чтобы устраивать демарши в инспирированных ею интеграционных структурах. Мы хорошо помним, чем обернулся Таджикистану арест российских летчиков. Выход из ОДКБ и вывод 201-й российской военной базы грозил бы республике ещё более серьёзными неприятностями.
Решение узбекской стороны, безусловно, наносит удар по авторитету в регионе ОДКБ в целом и России в частности, но катастрофических последствий ожидать не стоит. Возможно, такая «чистка рядов» даже пойдёт на пользу организации. Как заявил агентству NEWSru.com анонимный источник в Минобороны РФ, «лучше меньше, да лучше, как это было и во времена Суворова, надо брать не числом, а умением, теперь странам ОДКБ остаётся одно — теснее сплотить свои ряды и всемерно крепить сотрудничество».
Комментарии читателей (0):