После событий во Львове власть должна возвращаться к потерянным рычагам и краникам: мнение

Эксперт ИА REX, политолог Лев Вершинин высказал своё мнение о львовских событиях 9 мая.
13 мая 2011  19:19 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, политолог Лев Вершинин высказал своё мнение о львовских событиях 9 мая.

То, что произошло во Львове 9 мая 2011 года, на самом деле, тема для серьезного разговора. Пусть даже уважаемый Юрий Бликов уже высказался в статье «Львовский беспредел: почему молчит Запад, и как страдает Украина», и как всегда, точно и метко, добавить есть что. Потому что чем дольше анализирую сюжет, тем больше утверждаюсь в печальной реальности — власти Украины вообще не понимают, что происходит. Думают, конечно, что понимают, даже, наверное, уверены, — ан нет. Это стало ясно, как только Виктор Янукович, подняв на дыбы генерального прокурора, милицию и прочую чеку, повелел разбираться в том, что ясно без всяких разбирательств. Информации более чем достаточно — начиная от подробностей срочной отставки губернатора Львовской области, заканчивая куда более пикантными деталями. Хотя и с отставкой интересно. Как рассказал сам Михаил Цимбалюк, отставной генерал-лейтенант милиции, украинец до мозга костей, известный в МВД, как один из относительно немногих сотрудников, честь имеющих, утром 10 мая к нему в кабинет вошли около полусотни депутатов областного и городского советов и потребовали написать заявления об отставке. Он был изгнан за то, что исполнил свой долг, хоть как-то обуздав взбесившихся нацистов.

Это, по сути, удар по Януковичу. Или, как минимум, ультиматум ему. А Янукович в ответ всерьез «предлагает изучить события», хотя прекрасно знает (не может не знать), что погром Дня Победы официально, с подписями и подъемом рук, поддержал практически весь депутатский корпус Львовщины, а в самой драке активно участвовали видные депутаты и даже лидеры местных советов. Нет, я не готов пока, вслед за уважаемым экспертами (см. статью — Поведение Януковича — это не капитуляция, а карт-бланш галицким нацистам: эксперты) однозначно сказать, что «львовские события следует рассматривать, как полную и безоговорочную капитуляцию Киева перед галичанами». Но у меня нет и тени сомнения, что тяжелейший кризис, в который катится Украина (далеко не во всем по вине регионалов, но, несомненно, и благодаря их тупой инертности) вынуждает центральную власть искать опоры в обществе, и опору эту она ищет в областях, кажущихся более активными и опасными.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Задабривает, и зря. Своей для них она все равно не станет, и социальных потрясений тоже не избежит. Причем, хочешь — не хочешь, а процесс пойдет под лозунгами «Даешь федерализацию!». И дело уже даже не в политике, а в кризисе. Те, кто раскручивает Запад, понимают, что из предстоящих передряг они, сегодня не допущенные к кормушке, выйдут нищими. А значит, пока не поздно, им нужно возвращаться к потерянным рычагам и краникам. Тем паче, что коты Леопольды, став киевскими, начали играть под дудку зарубежных друзей, настаивающих на «всеобщем консенсусе». Сладко настаивающими, примерно как с Каддафи, пока у того было оружие и он еще только размышлял, стоит ли вкладывать деньги, инвестируя в Европу. В итоге враги (именно враги, потому что в такое время конкурентов нет) были оттеснены, посрамлены, напуганы, — но не обезврежены. Не сели. Не раскулачены. Напротив, получили меленькую долю, и, естественно, сочли ее оскорблением. Так что, когда всё начнётся по-взрослому, выяснится, что западные друзья бедных донецких простачков кинули, поставив на традиционных шестёрок, а российские поддерживать, не намерены, потому что уже не верят Киеву, да и самим, если честно, быть бы живу.

И — рупь за сто, хотя это уже видно и невооруженным глазом, так что и спорить не о чем, — в такой ситуации элиты юга и востока начнут спасать уже самих себя. А когда региональные элиты начинают спасаться, видя, что консенсус невозможен, а приварок могут отнять, рано или поздно начинается «Илиада». Даже если не всерьёз, демонстрации ради, все равно, с кровью, потому что без крови никто не поверит. А в итоге, «тунис» вполне может обернуться «ливией», потому что в таких дальше трёх ходов не просчитаешь. Недаром уже сейчас, хотя всё ещё как бы тихо и вроде бы нормально, на Украине начинают всё громче звучать голоса организаций, не менее радикальных, чем национально сознательные горцы запада.

Вот примерно так вижу я ситуацию. Но еще лучше сказала об этом дорогая Елена Геллер в своём блоге. Она угробила почти 20 лет жизни, пытаясь предотвратить именно такой расклад событий, и плюнула на всё только тогда, когда окончательно поняла, что, если кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Поверьте, к её мнению очень-очень стоит прислушаться...

Елена Геллер пишет:

«Оставить в покое» или «покой нам только снится». Это — мой ответ на статью очень уважаемого мной Игоря Фарамазяна. На самом деле, подобную аргументацию я уже не раз слышала. Потому и решила собрать воедино имеющиеся у меня контраргументы.

Лет 12 назад довелось мне побывать в немецком лагере для беженцев. В то время лагерь был заполнен косовскими албанцами. Люди как люди... но знаете, что меня поразило? Молодежь говорила только по-албански. Старшие — те знали сербский язык, кое-кто даже и русский, а молодые — нет. Тогда мне подумалось: а ведь если нет общего языка, то ненавидеть легче. И ещё подумалось: но ведь люди жили бок о бок, должны были быть... ну, как обычно, школы с утверждённой учебной программой, предприятия, где работают все подряд... и как же на фоне этого могло вырасти параллельное общество, запертое наглухо, со своими порядками, своими представлениями о плохом и хорошем?

Очень просто. Их оставили в покое.

Возможно, вынужденно. Но от этого мало что меняется.

Как же надо относиться к тому, что после событий 9 Мая во Львове (на самом деле, после очередных событий 9 Мая во Львове), раздаются голоса: «Не вмешивайтесь, оставьте их в покое!».

Наверное, плохо. Потому что покой покою рознь.

Вы скажете: мы хотим как лучше. Им не нравится коммунизм, а нам национализм. У них свое мнение, у нас свое. У них своя правда, у нас своя. Мы не хотим, чтобы они лезли к нам, поэтому отказываемся лезть к ним. Все честно.

Честно?

К сожалению, не совсем.

На самом деле, всё зависит от ответа на вопрос: когда допустимо забыть исторические разногласия? И когда о них надо помнить? Почему в Штатах могут нормально сосуществовать потомки федералистов и конфедератов? Почему в Италии северяне могут достаточно резко высказаться о Гарибальди («мы-де и с австрийцами жили неплохо, а этот террорист накачал нам на шею бездельников Юга»), но это «ничего страшного»? Почему в Великобритании мирно уживаются потомки «кавалеров» и «круглоголовых», сторонников и противников Стюартов?

Попробую ответить: дело не только в том, что всё происходило давно. Время помогло, это ясно. Но главное, что никто из перечисленных антиподов сегодня не собирается устраивать маленькую гражданскую войнушку, чтобы доказать свою историческую правоту, и не призывает к поражению в правах оппонента.

А у нас?

На протяжении 20 лет у нас то славили «визвольнi змагання», то воинов-освободителей. Причем если проклинать «имперское прошлое» было модным и правильным в любое время года и суток, то для иной точки зрения особого времени и места не оставалось. Ну, разве что 9 Мая. Ещё, конечно, 1 Мая, ещё, кое-как, 7 ноября, но, главное, День Победы.

Впрочем, в День Победы тоже не везде было благополучно. В этом году просто, что называется, поутру проснулись. А потасовки во Львове были всегда, и о них старались молчать. Чего не сделаешь ради гражданского мира.

Но когда где-то колотят одну сторону, а об этом стараются молчать — это разве не поражение в правах пострадавшей стороны? Если дети идут в школу, читают в учебниках одно, а потом узнают от родителей нечто диаметрально противоположное — это разве не поражение в правах определенной точки зрения? И в этих условиях заклинания типа «не лезьте к ним, чтобы они не лезли к нам» звучат лукаво. Потому что лезут ведь всё равно.

Я согласна, не всё так просто. То есть это просто, если думать высокими категориями или дать волю эмоциям. Ведь тогда ничего не мешает мысленно провести границу до Збруча и плюнуть на все, что западнее. И все очень не просто, если думать о людях. Которые, кстати, вполне, себе люди, в быту приятные и приветливые, но у них своя версия истории, свои герои и своё понимание плохого и хорошего относительно истории и героев.

Хотя, что в этом удивительного. Двадцать лет... понимаете, там двадцать лет никто не давал отпора местным мерзавцам, фанатикам и ксенофобам. Двадцать лет людям рассказывали то, что рассказывали. Двадцать лет подряд престижным был национализм, пропаганда ненависти к «врагам», раскладка свой-чужой в соответствие с этническим и региональным происхождением. И даже если это смягчалось природным добродушием или привычкой, оно не проходило бесследно.

Послушайте! Дело не в том, что галичане — плохие люди. Дело вовсе не в этом. Я каждый день имею дело с немцами, это нормальные ребята. И до Гитлера они тоже были нормальные ребята. Но когда мерзавцы получили власть и стали внушать народу своё представление о плохом и хорошем, это обернулось всемирной трагедией.

Так что, нам надо радоваться, что у галицких племенных вождишек на всемирную трагедию силёнок не хватит? И на радостях «оставлять их в покое»?

Или, может, нам надо радоваться тому, что «они» вполне отвратительны, они не маскируются, в отличие от «умеренных», что у них, как у того пьяного, на языке как раз то, что у более «утонченных» особей из их же лагеря на уме, и потому «народ увидит и сам разберется»? А может, лучше вспомнить, что «спички детям не игрушка»? Ведь, знаете, я никогда не утверждала, что немцы умнее нас. Но я не могу и утверждать, что мы умнее немцев. И, возможно, тут дело не в уме.

Ах да, еще один аргумент — мол, коммунизм и нацизм, это же близнецы-братья... И поэтому, опять же, пусть каждый будет терпим к чужим тараканам. Аргумент старый, но работает на удивление хорошо. Хотя, если подумать, то дыра в нем налицо: для коммунизма неважно этническое или региональное происхождение человека. А для национализма важно. Поэтому «чужой» по версии коммунизма в принципе может стать своим. А «чужой» по версии национализма — чужой окончательно и бесповоротно, потому и надеяться может только на милость племенных вождей и этнически правильного окружения. И «тараканы», для которых ты никогда не станешь своим, как-то... недружелюбнее, что ли...

Впрочем... По-моему, я знаю, где поставить пограничные столбики. Пару лет назад меня занесло на сайт львовского интернет-кафе «Чорна Марiя», и он... растрогал меня. «Чорна Марiя» — это легенда об украинской девушке, дочери бывшего австрийского офицера, боровшейся вместе с националистами против фашистов и погибшей. Скорее всего, это сказка. Но это трогательная сказка. Потому что те, кто её придумал, не хотели быть пособниками фашистов, а хотели быть борцами с фашизмом.

Так вот: те, кто хочет, чтобы националисты были именно борцами с фашизмом, могут быть неправы. С исторической точки зрения. Но важно, что они не хотят быть фашистами и не хотят ненавидеть. Их можно понять. Может быть, их не переубедишь, но мы готовы воспринять друг друга как своих. Или, по крайней мере, с робкой симпатией.

А те, кто называет себя националистами, и для кого националисты — в первую очередь борцы со всякими врагами, москалями, жидами и прочими ляхами, для которых нация превыше всего (а вне нации могут оказаться вполне себе соплеменники, но — инакомыслящие); те, которые гордятся «подвигами» дивизии СС-Галичина, бегают со свастиками и не то мечтают, не то просто болтают о форсировании Днепра и броске на Восток — это уже, что называется, уставной противник. Именно они и бесчинствовали 9 Мая во Львове. И можно было бы, конечно, попытаться плюнуть на Львов... на Галичину... сказать, что по тем или иным причинам «лучше их не трогать». Можно даже забыть о нормальных людях, которые живут там, и которых мы оставляем мерзавцам. В конце концов, это происходит уже двадцать лет. Только завтра нам придется уже думать о том, не плюнуть ли на Правобережье, а послезавтра — удастся ли создать свою автономию, или государство, или отделиться от всего этого ещё как-то, хотя нас никуда не зовут и никакого интереса к бизнесу типа государственного строительства в отдельном регионе у нас нет и не было...

Впрочем, все это уже было. Не помните?

Оставляли в покое.

Вводили в элиту.

И пришел Ющенко.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

Владимир
Карма: 15
13.05.2011 22:26, #486
Всё правильно. Со всем согласен. Под каждым словом подписаться могу!
Но делать-то что?
За кого из имеющихся голосовать?
Чтой-то не видать всамделишных борцов с фашизмом.
А кстати.
Из тех, кто сейчас ярко засветился в борьбе с украинским нацизмом, похоже (по репликам, по терминологии, по подходам) просто представляют другую ветвь того же нацизма.
А ворон ворону глаз не выклюет.
Я - не Чернышевский и не Ленин, но вопрос меня мучает всё тот же - что делать?
В отличие от нацистов, которых больше заботит, кто виноват, а уже потом - что с ними сделать...
Русский
Карма: 5
14.05.2011 04:01, #487
В ответ на комментарий Владимир #486 (13.05.2011 22:26)
Перестать лгать. Перестать называть Германию 33-45 гг. фашистской.
Перестать называть Победу над Германией победой над фашизмом.
Отказаться, нам, русским отказаться от этих, навязаных нам чуждых
мифов. Прекратить считать побеждённых нами великих немцев сумасшедшими
выродками. Правду нужно говорить. Жить не по лжи.
artem
Карма: 8
14.05.2011 18:06, #489
В ответ на комментарий Русский #487 (14.05.2011 04:01)
"Русский", а какой была Германия? И почему немцы великие?
Русский
Карма: 5
14.05.2011 18:28, #490
В ответ на комментарий artem #489 (14.05.2011 18:06)
Идеологией Германии 33-45 гг. был национал-социализм.
Именно эта идеология и сделала немцев великими.
В считаные годы из нищей, презираемой, рабской страны
национал-социалисты создали Третий Рейх. Англия не смогла это стерпеть.
И, являясь тогда оплотом юдаизма, развязала вторую мировую войну.
Да, именно Англия.
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть