Сегодня банковские карточки и оплата по QR-коду уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, оформить кредит можно в приложении банка, а отправить средства родственникам - в один клик по номеру телефона. Но ещё несколько лет назад всё, что могли предложить банки своим клиентам ограничивалось сберегательной книжкой и кредитом, для которого нужно было найти двух поручителей… Инновационные банковские услуги появляются каждый день: какие технологии влияют на развитие отрасли разберём в текущем материале!
Искусственный интеллект
Главные преимущества ИИ в банковской сфере – сокращение операционных расходов и повышение качества сервиса, предоставляемого рядовому обывателю. Различные чат-боты и виртуальные помощники становятся все более функциональными в этом немалая заслуга искусственного интеллекта. Если раньше они отвечали лишь на самые простые, шаблонные вопросы, сейчас электронные консультанты порой решают действительно сложные задачи. Это разгружает сотрудников банка, а пользователь может быстрее получить искомые ответы.
Искусственный интеллект позволяет сократить время и повысить эффективность проверки KYC, также набирают популярность биометрические платежи, когда транзакция осуществляется посредством считывания лица пользователя либо отпечатка его пальца.
Отдельно стоит упомянуть о безопасности, поскольку ИИ умеет распознавать мошенников и даже предотвращать кибератаки. Технология производит кредитный скоринг, позволяя оценить уровень благонадёжности потенциального заёмщика, что снижает риски, как для банка, так и для пользователя. Если подводить итог, то искусственный интеллект способствует максимальной автоматизации всех процессов. Это позволяет повысить эффективность работы банков и удобство взаимодействия с его сервисами для потенциальных клиентов.
Александр Мезенцев, IT-эксперт в финансовой отрасли отмечает:
«ИИ способствует автоматизации процессов, выполняя рутинные обязанности сотрудников. Это позволяет специалистам банка сосредоточиться на решении более важных задач и повысить эффективность работы всей организации. Растёт качество обслуживания клиентов и персонализации, поэтому нет причин отказываться от помощи искусственного интеллекта».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Гиперперсонализированное банковское обслуживание
Одна из главных задач любого банка – удержать клиентов, однако, в условиях конкуренции сделать это бывает совсем непросто. На помощь приходит персонализация, которая становится возможна благодаря использованию финансовыми организациями искусственного интеллекта. Банк анализирует структуру расходов конкретного клиента, определяя его приоритеты и паттерны поведения. На основе этой информации пользователь получает персональные предложения, содержащие скидки, кэшбэк на некоторые товары или вовсе индивидуальный план инвестирования, отвечающий интересам обывателя.
За примером далеко ходить не нужно, если банк замечает, что пользователь значительную часть бюджета тратит на продовольствие, он предложит кэшбэк на покупки в продуктовых магазинах. Заядлые путешественники вправе рассчитывать на льготное страхование или даже билеты, а посетители ресторанов на дисконт в соответствующих заведениях. Согласно опросам, порядка 70% банковских клиентов называют гиперперсонализированное обслуживание важной частью сервиса и неотъемлемой составляющей сотрудничества с финансовой организацией.
В прошлом генеральный директор CloudPayments, Дмитрий Спиридонов раскрывает причины тренда на персонализацию:
«Ничего нового в этом явлении нет, оно уже давно добралось до социальных сетей и интернет-магазинов. Однако банкам в этом плане было труднее, поскольку необходимо учитывать огромное количество данных о каждом пользователе. С помощью искусственного интеллекта эту информацию собрать совсем не сложно, как и предложить потенциальному клиенту продукт, отвечающий его паттернам поведения. Глобально, гиперперсонализация – инструмент конкурентной борьбы между банками, но обывателю он также приносит пользу».
Необанкинг
Концепция необанков – это продукт цифровизации современного общества. У каждого человека есть смартфон, через который он оплачивает услуги, заказывает еду и любые другие товары. Не удивительно, что необанки становятся востребованными, поскольку взаимодействовать с подобной организацией можно исключительно на цифровом уровне.
Они не имеют физических отделений, где нужно отстаивать очереди и консультироваться со специалистами. Всю необходимую информацию вы получаете от чат-бота, а банковскими продуктами пользуетесь удалённо. Подобные финансовые организации предлагают потенциальным клиентам лучшие условия, чем их традиционные аналоги, поскольку серьёзно экономят на аренде площадей и персонале.
Блокчейн
Слово блокчейн достаточно долгое время ассоциировалось с криптовалютой, однако, сегодня технологией активно заинтересовались отечественные банки. Главное преимущество подобной системы – отсутствие централизации, поэтому данные о транзакциях остаются надёжно защищены. Это не только шаг в направлении безопасности, блокчейн-система особенно востребована при проведении трансграничных платежей, она повышает их скорость, снижает комиссии и автоматизирует банковские процессы.
За время своего существования биткоин доказал безопасность блокчейна, поэтому не удивительно, что банковские структуры нашли в данной технологии резерв для реализации собственного потенциала.
Кайрат Бермуканов - владелец инвестиционного хэдж-фонда IBF TRUST:
«Банковская сфера с течением времени становится всё более безопасной и адаптированной для цифровой экономики. В своей работе финансовые организации всё больше ориентируются на интересы клиента, поскольку именно от этого фактора зависит их успех. Благодаря ИИ, блокчейну и квантовым вычислениям полностью меняется подход к управлению денежной массой. Это также влияет на управление соответствующими рисками. Инновации делают банковский продукт доступным и понятным для пользователя, позволяя ему легко управляться даже с непростыми финансовыми инструментами».
Квантовые вычисления
Банки располагают специальными алгоритмами, чтобы оценивать инвестиционные риски и потенциальную стоимость ценных бумаг. Эту систему можно назвать достаточно эффективной, единственный её минус – это вероятностный подход. Другими словами, банки нередко ошибаются в формировании собственного портфеля, когда сталкиваются с кризисными ситуациями в мире. В таких условиях начинают происходить маловероятные события, которые несут ущерб финансовой организации. Благодаря мощным квантовым компьютерам, скорость обработки информации серьёзно повышается и у банка появляется возможность определять риски максимально точно.
Также квантовые вычисления влияют, непосредственно, на работу с клиентами – пользователи своевременно получают новые предложения по банковским продуктам. Мощности специальных компьютеров позволяют обрабатывать массив информации по изменениям стоимости активов в режиме онлайн, что способствует улучшению качества прогнозирования.
Сфера активно развивается, конкуренция растёт, и, чтобы оставаться на плаву и предлагать пользователю действительно качественный сервис, финансовые организации должны следовать по пути поступательного развития, ориентируясь на современные тренды и технологии. Вероятно, совсем скоро новые “фишки” банков станут для нас такой же обыденностью, как и банковские карты сегодня.
Татьяна Терёшина
Комментарии читателей (0):