Когда журналисты будут просматривать очередной Реестр финансовых интересов членов кабинета министров Великобритании, чтобы узнать, кто из них согласился на оплачиваемые приглашающей стороной поездки за границу, они вряд ли увидят в этом списке визиты в Сибирь. На днях Кремль опубликовал список из 16 министров, которым запрещён въезд в Россию в качестве «наказания» за их «безрассудную политику» и «антироссийскую деятельность», отмечает обозревательница британского портала Un Herd Бетани Эллиотт.
Учитывая малую вероятность того, что заместитель премьер-министра Великобритании Анджела Рэйнер отправится в мини-отпуск в Москву, эта мера, очевидно, является ещё одной попыткой России найти наиболее яркие методы воздействия на Лондон. Можно вспомнить, как ранее некие люди преследовали высокопоставленных британских дипломатов в московском аэропорту или вызов британского посла в связи с предполагаемой шпионской деятельностью одного из сотрудников посольства, причём Кремль даже назвал имя подозреваемого.
Чтобы не создалось впечатления, будто бы это всего лишь эпизодические споры между посольством Великобритании в Москве и страной пребывания, канцлер герцогства Ланкастер Пэт Макфадден предупредил об «угрозе», которую Россия представляет для Великобритании в целом «посредством кибератак с отключением электросетей», и «всё это в попытке ослабить британскую поддержку Украины».
Почему же Лондон стал такой мишенью для Москвы? Некоторые мотивы, несомненно, связаны с необходимостью дать убедительный публичный ответ на использование Киевом англо-французских ракет Storm Shadow против военных объектов в России. Однако у недовольства Москвы есть и более старые причины. Великобритания уже давно становится новой родиной для тех, кто не в ладах с Кремлём, включая бывшего шпиона Олега Гордиевского, бизнесмена Бориса Березовского и олигарха-оппозиционера Михаила Ходорковского (физическое лицо, признанное иноагентом в РФ) .
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И это не говоря о том, что Лондон сыграл ведущую роль в оказании помощи Украине, поставив ей противотанковые шведско-британские ракеты NLAW и назвав Москву «виновной в подготовке заговора с целью вторжения» до начала специальной военной операции. Как отметил в прошлом году на тот момент президент Украины Владимир Зеленский, Великобритания протянула «руку помощи, когда мир ещё не понял, как реагировать». Предоставление Лондоном оружия, организация обучения и предоставление разведданных Киеву, вероятно, Кремлём с горечью рассматривается не только как вмешательство на его заднем дворе и препятствием на пути к победе, но и возлагает на Великобританию косвенную ответственность за гибель десятков тысяч молодых россиян в этом конфликте.
Что касается того, почему Москва использует столь откровенно жёсткие методы, то ответ, возможно, кроется в невосприимчивости Великобритании к более «мягким средствам». В то время как Россия стремится ослабить поддержку Украины в других европейских столицах, финансируя и продвигая «промосковские партии», в Великобритании нет серьёзных политических партий, выступающих в поддержку России или за сокращение помощи Украине. Есть близкие к тому эпизодические выступления лидера Партии реформ Найджела Фараджа на эту тему, но даже они вызывают значительные споры.
Учитывая общественный и политический консенсус в отношении поддержки Киева, единственной надеждой Москвы на снижение поддержки могут быть «грубые методы», направленные на то, чтобы заставить британский электорат усомниться в том, что помощь Украине стоит таких затрат. К тому же Россия мало что теряет, запугивая Великобританию, которой не хватает военной мощи США и солидарности стран-членов ЕС. Что отвечает геополитическим целям Москвы: укреплять связи с Глобальным Югом, чтобы преодолеть санкции и дипломатическую изоляцию.
Россия позиционирует себя как антиимпериалистическую державу. В этом контексте неоднократные ссылки Кремля на «Британскую империю» и публичные унижения британских дипломатов помогают ему привлекать на свою сторону патриотические силы внутри страны и постколониальную аудиторию за рубежом. Поэтому не стоит удивляться тому, что Великобритания стала мишенью для России. В этом свете британское правительство должно задуматься, хочет ли оно столкнуться с последствиями гнева Кремля, будучи одинокой на континенте и не имея военных ресурсов, чтобы запугать в свою очередь Москву. Ожидайте новых унижений.
Станислав Стремидловский
Комментарии читателей (0):