Подготовленные ко второму чтению резонансного законопроекта о Байкале поправки распространяют на ценные земли лесную амнистию, вводят собственность на участки и сохраняют возможность сплошной вырубки. На заседании экспертного совета комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды глава комитета Дмитрий Кобылкин ("Единая Россия") заявил, что срок для предложения поправок продлен до 1 июля и пообещал учесть все мнения. А они диаметрально противоположные, сообщает REX.
В первом чтении законопроект о Байкале Госдума приняла в прошлом году. Он разрешал сплошную вырубку леса на Байкальской природной территории до конца 2030 г. для строительства автодорог, «объектов временного размещения, общественного питания и бытового обслуживания», туалетов, селезащитных и других гидротехнических сооружений. Это вызвало протесты у экологов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости смягчить норму о сплошной рубке.
Между тем в подготовленных ко второму чтению поправках норма о сплошных рубках видоизменена.
«Вместо сплошных рубок лесных насаждений в центральной экологической зоне Байкала устанавливается возможность перевода земель лесного фонда в земли других категорий в случае строительства реконструкции капитального ремонта только тех объектов, которые включены в приложение к проекту федерального закона. Возможность такого перевода ограничена 31.12.2030. Далее эта норма действовать не будет. Перевод земель возможен только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. На основании акта уполномоченного правительством России федерального органа исполнительной власти при переводе земель устанавливается обязанность осуществлять лесовосстановление на площади в пять раз больше, чем площадь земельного участка, который был переведен в другую категорию», — рассказал глава комитета Дмитрий Кобылкин на заседании экспертного совета.
По его словам, перевод земель лесного фонда в земли иных категорий разрешается для создания мест погребения и противопожарных разрывов - до 31.12.2030, причем согласно приложению к проекту федерального закона с перечислением населенных пунктов.
На переведенных участках под противопожарные разрывы законодательно предлагается запретить размещать любые капитальные и временные объекты.
По предложению представителей Российской академии наук (РАН) сплошные рубки лесных насаждений допускаются исключительно в случае расчистки погибших лесных насаждений на землях лесного фонда - при условии, если выборочные рубки не обеспечивают замену погибших лесных насаждений, сообщил Кобылкин.
На территории особых экономических зон (ОЭЗ) не допускается размещение объектов, являющихся местами жительства физических лиц, а создание новых ОЭЗ не допускается.
Вводится отдельная статья по особенностям предоставления земельных участков в населенных пунктах в центральной экологической зоне (ЦЭЗ): только гражданам России, установлен запрет сделок с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, рассказал Кобылкин.
Парламентарии также хотят разрешить оформлять в собственности участки в центральной экологической зоне на Байкале, а это сейчас запрещено.
Лесовосстановление не для всех
Бурятия и Иркутская область изменения поддерживают, однако обращают внимание на детали, речь идет, в частности о лесовосстановлении.
«Что касается регулирования сплошных санитарных рубок и компенсационного восстановления, (поправками) предлагается определить, что делается в 5 раз больше. Но необходимо понять, что в данных случаях, которые определены законопроектом, перевод земель лесного фонда осуществляется не в целях заработка или бизнеса, а в целях решения наиболее острых вопросов защиты населения, социально-экономического, даже без «экономического». Поэтому насколько обоснованно нагружать муниципалитет, который будет инициатором перевода пяти гектар под кладбище, вменять муниципалитету обязанности по компенсационному восстановлению? Мы просто предлагаем об этом порассуждать. Все остальное мы поддерживаем», — сказал зампред правительства Иркутской области Владимир Чисторкин.
Права граждан и наследство
Вопросы оформления в собственность земельных участков как раз в зоне центральной экологической зоны Байкала наиболее актуальны, заявила во время обсуждения уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семёнова.
«Хотели бы поддержать предложенную редакцию и сказать, что на сегодня на самом деле для нас эта тема – долгожданная. Все, что касается оборота земель внутри населенных пунктов и собственно принятие законопроекта в указанной редакции, возможно, с теми поправками, о которых коллеги уже сказали, позволит все-таки разрешить длительную проблему нарушенных прав лиц, проживающих в центральной экологической зоне. Хочу сказать, что в последнее время даже уже возникают решения, в рамках которых обжалуется передача земли в собственность в рамках наследственных прав. И это весьма спорные ситуации», — сказала она.
Социальная ответственность бизнеса
В ходе дискуссии обсуждался вопрос «входа бизнеса». В частности, вспомнили про опыт Якутии, где действовал закон «об этнологической экспертизе», что давало возможность региону учесть свои интересы при «входе промышленников с аппетитами».
Глава комитета Госдумы Кобылкин предложение поддержал.
«Лишний раз подстраховаться. Да, многие субъекты РФ это делают на договоренностях с бизнесом. Это вообще как бы правила входа любого бизнеса на территорию, то есть он должен быть социально ответственным - об этом нам говорит президент РФ. Я не знаю, честно говоря, как это прописать на уровне закона, может, регионального. Если это возможно сделать, если есть опыт Якутии, уже пройденный путь, надо посмотреть, изучить», — предложил Кобылкин.
Хуже чем раньше
В этой редакции законопроект еще больше даже по сравнению с принятой в первом чтении версии ослабляет законодательную защиту Байкала – при том, что и к первой версии были серьезные замечания, заявила глава координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате Татьяна Честина на заседании экспертного совета.
Прежде всего, по ее словам, опасна замена специальных режимов правового регулирования на Байкальской природной территории, установленных текущей версией закона «Об охране озера Байкал», на общие правовые нормы, действующие на всей территории России.
«Это означает, что в случае принятия законопроекта в ЦЭЗ БПТ можно будет проводить сплошные санрубки не только погибших, но и поврежденных насаждений, и сплошные рубки под различные виды использования лесов, который предусмотрены в Лесном кодексе», — сказала эксперт.
Риски несет и разрешение сплошных санитарных рубок погибших насаждений.
«Это создает высокие риски того, что лес могут делать погибшим путем поджогов и другими способами, а также создает угрозу из-за сплошных санрубок масштабной эрозии почв, которое в итоге приведет к ухудшению состояния Байкала», — отметила Честина.
Другой опасный пункт – это отнесение всех земель в границах населенных пунктов, в том числе занятых лесами и незаконно включенных в их границы, к землям населенных пунктов и возможность передачи их в частную собственность, в том числе для застройки. При этом порядок отнесения земель к землям населенных пунктов законом не определен, в связи с чем возможен их неконтролируемый рост и уничтожение лесов под застройку, заявила Честина.
В Общественной палате изучили и приложения к законопроекту, они тоже претерпели изменения.
«В приложениях к законопроекту, в отличие от текста после первого чтения, прописаны все водные объекты, включая само озеро Байкал, то есть будет возможность строить любые гидротехнические сооружения в любой точке ЦЭЗ БПТ. Кроме того, перечислено гораздо больше дорог, чем в варианте первого чтения. Все приложения должны быть возвращены к редакции первого чтения», — убеждена эксперт.
Амнистия на Байкале
Депутат Госдумы, глава подкомитета по охране озера Байкал Николай Будуев ("Единая Россия") обратил внимание на то, что ко второму чтению введены правила «лесной амнистии», но в менее проработанном формате и, по его словам, «в такой редакции легализовать можно любые участки для включения в населенные пункты». Он также заявил, что поправками «предусмотрено расширение границ населенных пунктов».
«Ушла норма о дополнительной государственной экологической экспертизе принимаемых решений, представлены возможности расширения особых экономических зон», — перечислил депутат.
В целом, по его убеждению, текст изменений «крайне сырой, подрывает основы правовой охраны озера Байкал, ведет к рискам выполнения международных обязательств по линии ЮНЕСКО».
Похороны Байкала
Зампред комитета Госдумы по экологии Анатолий Грешневиков (СРЗП) вспомнил времена, когда большинство поддерживало проект Семёна Вайнштока по прокладыванию трубопровода по берегу озера Байкал.
«Единственный человек, великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин набрался смелости, позвонил президенту Путину. Путин приехал в Иркутск… Перенесли… Люблю жителей, потому что мне понятны их тревоги прочее. Но, дорогие мои, нынешний законопроект - ну не в их интересах, не только Байкала, но и не простых граждан», — сказал депутат и привел аргументы.
«Какие сейчас заборы в водоохранной зоне на берегу Байкала! Ни один из вас при переводе земель из лесного фонда простой гражданин (участка) не получит, бизнесмены все отстроятся. Вы проедьте по Истринскому водохранилищу. У меня (в регионе) на Рыбинском водохранилище проволока, заборы, значит, и там будут олигархи жить», — возмущен Грешневиков.
По его мнению, следует «защищать экосистему Байкала, сохранять ее богатства и делать все возможное, даже если какой-то внутренний туризм должен появиться, а он должен, но он тоже должен быть локальным, под контролем, чтобы каждое дерево было на счету».
А пока, заявил Грешневиков, «я присутствую на похоронах Байкала».
Китайцы будут пить воду Байкала
Представленная версия – не окончательный вариант, заверил руководитель межфракционной группы «Байкал» депутат Госдумы Сергей Тен участников экспертного совета. В частности, доработаны будут нормы относительно возможности покупки участков юрлицами, чьими учредителями являются иностранные как юрлица, так и физлица.
«Безусловно, это нужно тоже предусмотреть. Мы против того, чтобы китайцы у нас скупали земли на Байкале. Безусловно, это при всем уважении к нашим коллегам из Китайской Народной Республики, но мы должны свои интересы нашей страны, наших граждан защищать, а не думать о том, что давайте мы Байкал сохраним, а потом, значит, приедут наши китайские друзья и будут из Байкала чистую воду пить. Ну, не так же должно быть, мы должны думать, прежде всего, о наших людях, о самих себе», — сказал он.
Тен согласился с тем, что следует доработать приложения, однако призвал ускорить работу.
«Приложения необходимо дорабатывать. Я с вами согласен, но давайте как-то оперативнее все-таки это делать, потому что на самом деле мы год уже этим занимаемся. Год. Люди ждут от нас результата. Люди ждали результата еще в прошлом августе… Он (законопроект) оттачивается просто, ну как самурайский меч как бы становится лучше, острее», — сравнил депутат.
Риски Минприроды
Минприроды разделяет большую часть рисков, которые сегодня были озвучены, заверила в свою очередь замглавы министерства Светлана Радченкова во время обсуждения.
«Поправки должны носить адресный, точечный характер. То есть каждый объект должен быть дан в приложении к этому закону, на котором, в отношении которого разрешаются сплошные рубки, либо разрешается перевод (в другую категорию) с приведением его площадных характеристик и с обоснованием того, почему этот объект в данный законопроект включен сейчас». «Мне кажется, приложение нуждаются к данному законопроекту в серьезной доработке», — заявила Радченкова.
Отдельно она коснулась положения поправок о сплошных рубках.
«Сплошные рубки погибших лесных насаждений. Здесь тоже считаем, что в таком виде эту норму необходимо доработать и нужно с учетом общей концепции законопроекта также дополнить законопроект закрытым перечнем лесных участков, на которых необходимо проведение таких рубок для того, чтобы как раз избежать того, чтобы этот законопроект стал лазейкой для хороших людей. Да, мы все здесь хотим обеспечить нормальную жизнь для тех наших граждан, которые проживают рядом с Байкалом. Но ни в коей мере не хотим создавать вот такие криминальные лазейки», — сказала представитель Минприроды.
Министерство также настаивает на том, чтобы «запретить изменение разрешенного использования земельных участков, которые в соответствии с этим законом были переведены, например, для строительства кладбищ». «Нельзя допускать того, чтобы, если изначально предполагалось, что данные земельные участки предоставляются для строительства кладбищ, потом что-то было изменено, и там уже не кладбища появились, а какие-то коттеджные поселки, у нас такая поправка есть, она не учтена», — обратила внимание Радченкова.
Министерство также предлагает доработать положения законопроекта о лесной амнистии на Байкале.
«Предлагаемая статья позволяет практически автоматом с момента вступления в силу федерального закона переводить любые земли в границах населенных пунктов в земли населённых пунктов. Вот даже до смешного: если будет объект обороны на землях обороны, он тоже попадет в земли населенных пунктов, это, на мой взгляд, непроработанная норма, ее нужно либо исключить, либо серьезно доработать», — сказала замминистра.
Глава комитета Госдумы экологии Кобылкин заверил, что все предложения будут детально проработаны. По его словам, комитет ждет поправок до 1 июля.
«Все высказанное будет рассмотрено и будет поддержано, если это будет поддержано экспертами и правительством РФ», — заявил Кобылкин.
Комментируя готовящиеся поправки, лидер СРЗР Сергей Миронов заявил, что лоббируется закон об уничтожении Байкала.
«Лоббисты, которые лоббируют этот закон, я сейчас скажу очень простые слова: они родину продают. Им наплевать на Байкал, наплевать на Россию. Главное бизнес», — возмущен он.
Либо мы хотим сохранить Байкал, либо мы хотим его уничтожить, рассуждает депутат.
«И те, кто сегодня предлагает во втором чтении рассматривать этот закон, я еще раз повторю, они хотят уничтожить Байкал, они продают родину, позор!» - заявил Миронов.
Комментарии читателей (0):