Россия и Китай совместно строят сообщество единой судьбы

Посольство КНР в России, Институт Китая и современной Азии РАН, Центр изучения и исследования идей Си Цзиньпина провели в Москве круглый стол
30 мая 2024  16:46 Отправить по email
Печать

Интересное и очень важное мероприятие прошло в китайском бизнес-парке «Гринвуд» на северо-западе Москвы. Под руководством посла Китая в России Чжан Ханьхуэя прошёл круглый стол российских и китайских экспертов, посвящённый идеям председателя КНР Си Цзиньпина о совместном построении сообщества единой судьбы человечества в новую эпоху. Круглый стол также приурочен к отмечаемому через четыре месяца, 2 октября, 75-летию дипломатических отношений СССР и КНР. И поскольку это событие последовало сразу за провозглашением КНР, то, китайские товарищи на этом скромно не делают акцента, 1 октября мы отметим три четверти века Китайской Народной Республике, вклад которой в мировую историю за эти годы поистине неоценим. Как подчеркнул в своем выступлении один из руководителей Дальневосточного отделения РАН Виктор Ларин – сошлёмся на него вперед остальных даже в нарушение «субординации», потому что эта мысль очень важна, ощущение общности исторической судьбы наших двух великих народов лучше всего ощущается не в Москве или Воронеже. А во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Чите. Автор этих строк несколько лет своей жизни провёл именно в этих местах, и может засвидетельствовать справедливость сказанного личным опытом.

Все основные акценты современной международной обстановки, роли места в нём России, Китая и наших двусторонних отношений, а также интеграционных проектов, в которых мы участвуем вместе, расставил посол Чжан Ханьхуэй. Наши страны поддерживают друг друга по всем основным вопросам глобальной повестки, твёрдо и решительно, «спиной к спине», отстаивают принципиальные интересы обеих сторон. Показательно: наши лидеры – Владимир Путин и Си Цзиньпин, как только обновляют свою легитимность по итогам выборов – всеобщих или на сессии ВСНП – сразу же первым делом совершают государственные визиты друг к другу, что стало уже доброй традицией. Дипломат Чжан вспомнил первый визит китайского лидера в Москву в 2013 году и его выступление в МГИМО, где и была провозглашена концепция единой судьбы человечества. К этой речи председателя Си в alma-mater российской дипломатии и международно-политической науки неоднократно возвращались потом многие выступавшие, напоминая о ней как о точке отсчёта. Известный китаист Юрий Тавровский облёк эти воспоминания в концептуальную форму, напомнив, как выстраивались скрижали современной китайской идеологии. «Единая судьба» - внешняя проекция концепции великого возрождения китайской нации или, попросту, китайской мечты. В том же 2013 году во время визита в Казахстан Си Цзиньпин выдвигает инициативу Экономического пояса Шёлкового пути, более известную сейчас как «Пояс и путь». Через несколько месяцев появляется Морской Шёлковый путь, и план глобального инфраструктурного обустройства Евразии руками самих жителей нашего великого континента получает законченность в совместных российско-китайских планах сопряжения этого проекта с нашим проектом ЕАЭС. А в результате формируется транспортно-логистическая система, сшивающая поднимающийся восток Евразии с Западом, с Европой, которой таким образом дается уникальный исторический шанс влиться в единый континент, соединив с ним судьбу. А не разрываться между Евразией и Атлантикой в поисках, как говорит Си Цзиньпин, «стратегической автономии», недостижимой при нынешних раскладах.

Отдельно посол Чжан Ханьхуэй рассказал и о масштабах взаимодействия наших двух стран в международных организациях – ООН, ШОС и БРИКС, подчеркнув, что прямым результатом наметившихся в связи с этим глобальных перемен стало расширение БРИКС. А мы дополним его постоянно укрепляющимися связями Китая с АСЕАН, которые открывают Большой Евразии, нашей стране уже как минимум третий важный экономический коридор в системе «Север – Юг», после иранского и пакистанского направлений. (Отметим, что последнее непосредственно связано с «особыми» отношениями Пекина и Исламабада и составляет одну из самостоятельных веток «Пояса и пути»).

Выступления директора Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева и руководителя Российского центра изучения и исследования идей Си Цзиньпина – Чжоу Лицюня, очертившие важность изучения и продвижения вопросов идеологии КНР в России, как нельзя лучше подготовили главный доклад круглого стола. С ним выступила президент Китайской академии международных проблем Чэнь Бо, возглавляющая специальный Центр изучения идей Си Цзиньпина в дипломатической сфере.

Комплекс идей председателя КНР Чэнь Бо очертила через призму его концепции «четырёх столпов – восьми опор». Раскрывая «столпы» современного видения международных проблем с точки зрения «единой судьбы» - и здесь мы подчеркнём многозначительность её близости к самой концепции социализма с китайской спецификой, упор был сделан на демократизацию международных отношений, в рамках которых Россия и Китай являют миру их новый тип. Если угодно, новый образец. Он заточен на равноправное, параллельное и взаимно переплетающееся развитие, исключающее примитивно-блоковое мышление, ограниченное, как показывает опыт НАТО, диктатом гегемона по отношению к вассалам. Рассуждая о втором «столпе» - многосторонности, Чэнь Бо подчеркнула, что это прежде всего многоплановая взаимная зависимость и привела в пример динамику удельного веса стран глобального Юга в мировом ВВП. Оказывается, за два последних десятилетия она поднялась с 2,4% до 41,7%, почти сравнявшись с «большой семеркой», доля которой сохраняется на уровне в 44%. Ранее, напомним, к этой теме обращался и российский президент. В одном из интервью Путин показал, что «семёрка» уже уступает в доле в мировом ВВП странам БРИКС и предрёк дальнейшую радикализацию этой динамики, что на наш взгляд, лишает Запад права именовать свою семёрку «большой».

Третий «столп», о котором рассказала Чэнь Бо, — глобальное развитие (отметим здесь, что в Китае часто употребляется параллельный термин «глобальное управление», что, на наш взгляд, не совсем точно, ибо управленческий процесс как правило персонифицирован институционально, и именно в уклоне этих институтов в западные корни и сторону и состоит самая значительная проблема современных глобальных процессов). Глобальное же развитие – об этом докладчица подробно рассказала – совместный процесс, тесно завязанный на перспективные проекты, пример – тот же «Пояс и путь». Или экономическая глобализация, которую, заметим, наши оппоненты на Западе усиленно стараются переоформить в политическую, направив на сохранение и упрочение своей гегемонии. Чэнь Бо, комментируя эти устремления, использовала показательную метафору, подчеркнув, что Запад пытается «сливать сточные воды в огород соседа».

Но экономика - это важный, но узкий аспект глобального развития; образцом более широкого, комплексного подхода к этому кругу мировых проблем она назвала триединство глобальных инициатив Си Цзиньпина – по глобальной цивилизации, по глобальному развитию и по глобальной безопасности. К теме этих инициатив обращались и другие выступавшие, дружно отметившие как их чёткую взаимосвязь, так и особый характер вопроса безопасности в современных условиях. С учётом внимания, уделённого круглым столом взаимосвязи таких организаций как ШОС и БРИКС, не будет, на наш взгляд, преувеличением охарактеризовать первую, более узкую, однородную и монолитную из этих организаций, в качестве стержневого элемента безопасности второй. Того самого стержня, что позволил совместным экономическим интересам «пятёрки», а теперь уже «десятки» БРИКС набрать вес, авторитет и инерцию развития.

Четвёртый «столп», как отметила Чэнь Бо, тесно связан с общечеловеческими ценностями. Однако им придаётся иное звучание, отличное от западной «демократической» и «правозащитной» прямолинейности. Демократия и права человека, как жизнь и здоровье, счастье и благополучие, являются важнейшей составляющей общей ценностной шкалы. Только вот носят они, Си Цзиньпин, кстати, об этом говорил многократно, даже вёл полемику с европейскими лидерами, цивилизационный характер, выступая производными от национальных и религиозных традиций. Нет никаких «универсальных» ценностей, ибо в каждом конкретном случае словесная оболочка наполняется собственным, уникальным содержанием.

Мероприятие было продолжено множеством интереснейших выступлений, в которых прозвучало немало важных, новаторских оценок. Очень важную тему в этом плане поднял первый зампред Комитета Государственной думы по международным делам Дмитрий Новиков. Социалистическое содержание советско-китайских отношений, из разных страниц которых обе наши страны сделали глубочайшие выводы, опрокидывается в современность опять-таки социалистической идеей. И центром современной передовой социалистической мысли, безусловно, является Китай, а в Китае – Си Цзиньпин, сумевший обобщить современные тенденции через призму социалистического опыта. Мы ведь не забыли, что теория проверяется и подтверждается практикой? И идеи председателя Си потому имеют международное значение, что они решают задачу адаптации марксизма к реалиям XXI века, сохранения за ним роли авангардного идейно-теоретического инструмента преобразования действительности. В том числе и в новую эпоху, отсчет которой в Китае ведётся с XVIII съезда КПК (2012 г.).

А ведь правда: зададимся вопросом, читатель: когда наша страна, припёртая к стенке беспардонным давлением Запада, взявшего курс на нанесение нам «стратегического поражения», то есть на лишение нас исторической и международно-правовой субъектности, начала СВО, кто протянул нам руку? Кто прорвал ту самую блокаду «изоляции», которой грезили не только политические, но и военные штабы НАТО, рассчитывавшие трансформировать это поражение в военное? Мечтали навсегда «решить русский вопрос» и «вырвать у России ядерные зубы» - помним такую формулировку из конца 90-х – начала 2000-х? С нами рядом оказались, побудив прислушаться глобальный Юг, страны мировой системы социализма прежде всего Китай и КНДР, а также Куба и Вьетнам. У наших стран действительно общая историческая судьба, еще с начала XX века, когда, как напомнил Новиков, ленинская РСДРП(б) на VI Пражской конференции 1912 года приняла резолюцию «О китайской революции», поддержав Синьхайскую революцию, свергнувшую маньчжурскую Цинскую династию.

С тех пор долгие десятилетия и по сей день наши судьбы переплетены множеством факторов, даже когда спорили, смотрелись друг в друга, как в зеркало; вспомним знаменитую Великую полемику двух ЦК 1963 года. Нас очень многое объединяет; мы рука об руку прошли через огонь, воду и медные трубы XX века, «века-волкодава», как назвал его поэт Осип Манделдьштам. И у нас общее будущее, которое китайский лидер, надо отдать ему должное, осмыслив современность, увидел, назовем вещи своими именами, социалистическим выбором. Только без провозглашаемых публично идеологизмов, которые в XXI веке, может, и канули в Лету. Но диалектика формы и содержания – она-то ведь никуда не исчезла! Мы друг друга, уверен – поняли!

В заключение о непревзойденной пользе подобных мероприятий. За почти три десятилетия после СССР в нашей стране появилось поколение «экспертов», незнакомых с марксизмом, но усвоивших, словами В.И. Ленина, множество штампов и лозунгов западной так называемой «общественной науки». У китайских товарищей эти годы тоже приоритетным было западное направление общественно-политических исследований, от которого КПК и страну решительно развернул Си Цзиньпин. Об этом, кстати, исчерпывающе рассказала на круглом столе Наталья Мамаева из Центра изучения Новейшей истории Китая и его отношений с Россией. Нам нужно больше и интенсивнее контактировать, совершать обмены, обсуждать общие проблемы, нарабатывать совместный интеллектуальный и, не побоимся этого слова, идеологический багаж. 40% российских граждан во Владивостоке и 49% в Чите считают Китай самой близкой и дружественной нам страной. Когда речь идет об экономическом партнёрстве, те же цифры в тех же городах вырастают до соответственных значений в 80% и 86%, эти цифры привел упомянутый докладчик Ларин.

Для нас и для Китая – эти отношения, достигшие беспрецедентного уровня именно в наши дни – главное стратегическое завоевание, которые наше поколение должно передать следующим, а те дальше по цепочке – и так из поколения в поколение. Спасибо организаторам этого важнейшего мероприятия!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Считаете ли вы необходимым запретить никабы в РФ?
86.3% ДА
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть