Индия сокращает экспорт российской нефти: текущие вызовы и перспективы

27 марта 2024  22:08 Отправить по email
Печать

События последних месяцев охарактеризовались важным для российского ТЭК обстоятельством — Индия стала отказываться от покупки российской нефти. Уже два месяца государство не покупает российскую нефть премиального сорта ESPO. Такое решение Индия приняла под воздействием мер западных государств, запрещающим своим компаниям обслуживать и страховать танкеры, которые перевозят нефть из России, купленную выше установленного ценового потолка ($60 за баррель). Закупки такой нефти и сотрудничество с Россией создают риски вторичных санкций для государств, которые решат такое сотрудничество продолжать.

Какие возникают вызовы для Российской Федерации в этой связи? Какие существуют альтернативы в отношении сбыта российской нефти? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с историй сбыта этого сорта нефти и оценить возможные сценарии.

ESPO — премиальный сорт российской нефти, отличающийся низким содержанием серы. Такая нефть транспортируется по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). По данным News.ru, основным покупателем данного сорта нефти является Китай, получавший в 2023 году порядка 800 тысяч баррелей в сутки. Во второй половине 2022 года Индия получала 60 тысяч баррелей в сутки, а в 2023 году — 95 тысяч баррелей. Рост поставок нефти сорта ESPO в Индию стал набирать обороты в 2022 году, после отказа от покупок данной нефти Южной Кореей, Японией и США, которые ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов.

Важно отметить, что текущая геополитическая ситуация привела к тому, что нефть сорта ESPO торговалась с небольшим дисконтом к бенчмарку — нефти сорта Dubai. Впоследствии Индия, из-за проблем с проведением платежей, решила отказаться и от второго премиального сорта нефти из России — Sokol (нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-1»). Примечательно, что на государственном уровне в Индии заявили, что в стране прекратили сделки с российскими углеводородами из-за непривлекательных скидок, а не санкций.

После отказа Индии закупать премиальные сорта российской нефти, Китайская Народная Республика заявила о своей готовности увеличить импорт углеводородов из России. По оценкам агентства Bloomberg, ожидается, что в марте 2024 года такие поставки достигнут рекордной планки. Нефть марки Sokol уже перенаправляется китайской стороне вместо Индии. По данным агентства, Bloomberg в марте Китай будет получать до 1,7 млн баррелей российской нефти в день за счет марок Sokol и ESPO. Прогнозируется, что поставки Sokol увеличатся втрое — до 379 тысяч баррелей в день, а ESPO — до 882 тысяч баррелей. Такой объем закупок станет рекордным с января 2023 года. Важно понимать, что финансовый расчет с индийской стороной за российскую нефть производился в национальной валюте Индии – рупиях, которые не являются столь ценными, с финансовой точки зрения, для российского бюджета. В этом смысле, сотрудничество с КНР и расчет за поставляемую нефть в юанях представляет для Российской Федерации больший интерес.

Вызовы для Российской Федерации

Важно, что именно Индия сегодня является вторым наиболее крупным экспортером нефтепродуктов в Европу. Отказ от российской нефти не позволит ей сохранить объемы поставок в регион. За введенные антироссийские санкции будет расплачиваться ЕС.

В профессиональном сообществе возникает вопрос: а нужны ли такие объемы нефти для самого Китая? С одной стороны – да. Растущая экономика КНР нуждается в больших объемах энергоресурсов. Так, только между Россией и КНР сегодня существует порядка 80 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций которых превышает 165 миллиардов долларов. Потребность в закупках энергоресурсов в КНР прослеживается не только в нефтяной составляющей. Экспорт СПГ из России в Китай в 2023 году вырос на 23%. И объем экспорта СПГ имеет тенденцию к росту, что выражается в участии партнеров из КНР в других российских энергетических проектах.

Однако минусы у складывающейся ситуации тоже есть: Россия начинает существовать в условиях монопсонии – рыночного состояния, при котором есть только один покупатель, монопсонист. Безусловно, такая ситуация несет в себе определенные риски, однако, принимая во внимание стратегическое экономическое партнерство России и Китая, их можно считать приемлемыми.

С другой стороны, судьба закупаемой КНР нефти также до конца неизвестна: будет ли она использована для внутренних экономических нужд Китая или впоследствии будет направлена на другие рынки. Но уже как «нероссийская». Опасения индийских коллег вынудят удлинить цепочку посредников, усложнить маршруты поставок всё той же российской нефти, а также, с высокой долей вероятности, повысить ее стоимость. Рост стоимости нефти также вероятен на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке, которая уже привела к существенным транспортным и военным рискам, а также росту стоимости фрахта судов и страховых премий.

Примечательно, что ряд экспертов, оценивая ситуацию вокруг покупки российских углеводородов, одним из возможных покупателей российской нефти называют Турцию, стремящейся к обретению статуса энергетического хаба. Так, поставки российской нефти в Турцию по морю в декабре 2023 года превысили 400 тыс. баррелей в сутки.

По данным Reuters, помимо сырой нефти Турция в прошлом году нарастила импорт российских дизельного топлива, топочного мазута, а также авиационного и судового топлива: поставки подскочили на 200% в январе-ноябре 2023 года, составив примерно 0,29 млн баррелей в сутки. По оценкам трейдеров, Анкара в 2023 году сэкономила около $2 млрд за счет наращивания более дешевого импорта российской нефти и нефтепродуктов.

Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специально для Telegram-канала СМП.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть