В своем развернутом интервью японской газете «Хоккайдо симбун» посол России в Токио Николай Ноздрев, давая оценку состояния российско-японских отношений и перспективы их развития, затронул и отношения в области рыболовства. Вполне справедливо им было отмечено, что «российско-японские связи в области рыболовства имеют давнюю историю и отличались взаимовыгодным характером». Именно «отличались» в прошедшем времени, а не «отличаются» в настоящее время.
При этом посол напомнил и о существующем пакете российско-японских отношений в области рыболовства, который включает в себя шесть соглашений, что подразумевает их «взаимовыгодный характер» для обеих сторон. Но, замечу, не всех. Два соглашения – о «промысле морской капусты» от 1981 года и о «…некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов…» от 1998 года не отвечают критерию «взаимовыгодности». Положения этих соглашений предоставляют собой односторонние права японским судам вести рыболовство в российских территориальных водах в районе южных Курильских островов без предоставления таких же прав для российских рыболовных судов вести промысел в территориальных водах у японского острова Хоккайдо.
Только поэтому важнейшему положению и с учетом сегодняшних реалий в российско-японских отношениях эти односторонние соглашения должны прекратить своё действие. Об этом неоднократно упоминалось в СМИ и в рекомендациях различных заседаний Круглых столов с участием сенаторов, депутатов Федерального Собрания, властей Сахалинской области, ученых и общественности.
Так в итоговой резолюции конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России», состоявшейся в Москве в Доме Союзов 27 июня 2022 года, было рекомендовано: «Денонсировать «Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 года как не отвечающее национальным интересам России».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Нет сомнения, что всё это известно, как МИДу, так и послу России в Токио Николаю Ноздреву. И в этой связи настораживает его двусмысленное высказывание относительно Соглашения 1998 года. Он, в частности, заявил:
«Сейчас промысел оказался приостановленным только в рамках Соглашения 1998 г., однако хотел бы подчеркнуть, что любые нарушения со стороны японских рыбаков могут не только поставить под вопрос дальнейшее осуществление этой договоренности, но и повлиять на судьбу промысла морской капусты в районе о. Сигнальный».
Выходит, что не будет нарушений, тогда и далее Соглашение 1998 года останется в силе и японские суда начнут, как и прежде, хозяйничать в наших территориальных водах южных Курильских островов. Не лучше ли прямо заявить японской стороне, что Соглашение 1998 года прекращает своё действие, как не отвечающее национальным интересам России. Или этому препятствуют лоббистские прояпонские круги?
Пора нашим дипломатам и властям определиться и перестать потакать японским пожеланиям продолжать рыболовство в российских территориальных водах южных Курильских островов.
Комментарии читателей (0):