Министерство финансов опубликовало предварительную оценку исполнения бюджета за январь – февраль 2024 года. Цифры выглядят достаточно уверенно, на старте года никаких проблем или хотя бы предпосылок к ним нет. Но даже предварительные выводы по бюджетным балансам необходимо делать не ранее мая – июня. Разбор за январь я делал. Теперь посмотрим, что у нас произошло в феврале.
Бросаются в глаза, как кажется, аномальные значения по сравнению с предыдущим годом как доходной, так и расходной части бюджета. Однако ничего удивительно здесь нет, так как это начало года, постоянно появляются новые вводные. Однако и долгосрочные тенденции здесь также имеются.
Рост на 81,6%, или на 425 млрд рублей, нефтегазовых доходов обусловлен как ростом цены на Urals ($69 против $49,52 за баррель год назад), так и доплатой добывающими компаниями НДПИ за IV квартал 2023 года. Интересно, что теперь цену на Urals публикует не Минфин, а Минэкономразвития.
Видимо, ведомство Антона Силуанова устало от критики в свой адрес, когда определяемая цена для расчета налоговой базы (формируемая при участии британского агентства Argus) значительно ниже реальной, которая получается на торгах на СПБ Бирже, и теперь сваливает все на Минэк. Частично Минфин прав, так как за методику определения котировок Urals формально отвечает ведомство Максима Решетникова. Однако за налоги-то кто отвечает напрямую? От Минфина раньше 2025 года адекватной позиции на уровню налогообложения на нефтянку мы не дождемся.
Но идем дальше. Ненефтегазовые доходы выросли практически на 31%, или на 398 млрд рублей. Здесь разовых факторов, в отличие от января, практически не было. Таким образом мы имеем продолжающуюся тенденцию роста ненефтегазовых доходов бюджета, что является ярким подтверждением роста объема всей экономики в целом. И это еще не произошли изменения налогового законодательства, анонсированные Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному собранию.
Читайте также: О контурах новой налоговой реформы в России: первые выводы
Уже сейчас можно утверждать, что они положительно скажутся на пополнении государственной казны. Хотя, как я писал в материале, приведенном выше, повышение доходов бюджета не может быть единственной целью налоговой политики государства.
Расходы бюджета в феврале подскочили практически на 50%, но удивления это не вызывает. В январе, наоборот, имело место снижение данного показателя (год к году). Если в 2023 году в оба зимних месяца правительство авансировало расходы, то сейчас траты января частично перенесли на декабрь 2023-го, а частично – на февраль 2024-го. Чисто бюрократическая процедура.
На увеличившийся дефицит смысла смотреть нет. По двум месяцам он меньше (но и по двум пока смотреть преждевременно). Как и написал в начале, каких-то проблем или предпосылок к ним нет. Но не могу здесь не вспомнить слова Силуанова от 26 февраля:
«В начале года стали жестче контролировать необходимость авансирования, требуем обоснования под конкретную закупку, выполнение работ. Поэтому траты средств в начале года идут медленнее прошлогодних темпов».
Бюджетная статистика обновляется практически в онлайн режиме не только для профильных министерств, но и для граждан. За два месяца рост расходов бюджета составил 17,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот факт был на цифрах очевиден уже к концу второй декады февраля. А Силуанов заявляет о том, что «траты средств в начале года идут медленнее». Даже с учетом инфляции (то есть, в реальном выражении) это не так.
В общем, компетентный у нас министр, ничего не скажешь.
Читайте также: О странных заявлениях в интервью главы Минфина Антона Силуанова
Комментарии читателей (0):