Беспилотники в Арктике: далёкая перспектива или реальность?

9 января 2024  19:28 Отправить по email
Печать

Недавнее видео с сердобольными москвичами, помогающими увязшему в снегу доставщику-роботу «Яндекса», облетело соцсети. Летом на трассу М-11 Москва-Петербург вышли беспилотные грузовики.

Обычно именно мегаполисы становятся центрами создания и внедрения передовых технологий; казалось бы, Заполярью уготовано место в самом конце этой «беспилотной» очереди. Однако труднодоступность арктических регионов и потребности северных платежеспособных заказчиков переворачивают ситуацию: парадоксально, но Север уже становится авангардом освоения беспилотных систем.

На арктические зимники беспилотные КамАЗы вышли раньше, чем на федеральную магистраль. С начала 2021 года беспилотные машины от «Газпромнефть-Снабжение» преодолели более 10000 км, а в ушедшем году компания запустила регулярные беспилотные перевозки на Восточно-Мессоянском месторождении (Гыданский полуостров). Зимник протяженностью 142 км между поселком Тазовским и автономным нефтепромыслом обеспечивается цифровыми технологиями контроля. Качество состояния дорожного полотна отдаленных участков и результаты рекультивации тундры после завершения зимнего сезона нефтяники будут отслеживать с помощью беспилотной техники.

Многофункциональные аэрокоплексы активно используются в геологоразведке, заменяя малую авиацию. С 2019 года «Газпром Нефть» применяет беспилотники для многоуровневой магнитометрической аэросъемки. Беспилотник способен за сутки обследовать участки площадью около 200 км2 (наземные методы – лишь 4 км2), выполняя задачи в дождь и снегопад (до 5 мм осадков), при порывах ветра до 20 м/с и температуре ниже -40°.

Интерес к развитию беспилотной логистики в Арктике — не российское ноу-хау. Беспилотные решения универсальны. Так, сообщество острова св. Павла (Аляска) подписало с разработчиками грузового дрона еVTOL договор на 43 млн долларов. Планируется создание маршрута между материком и Алеутскими островами.

В ноябре 2023 года пресс-служба главы ЯНАО Дмитрия Артюхова сообщила о возведении восьми радиоретрансляторов (зона покрытия каждого – 45 тыс. кв. км) для контроля воздушного пространства над регионом. Сеть создается в рамках федеральной программы «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы беспилотных авиационных систем» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы».

Нацпроект окончательно утвердили под занавес уходящего года. Как сообщили в секретариате вице-премьера Белоусова, к 2030 году в РФ будет производится более 32 тысяч беспилотников в год. Отмечается, что в 2022-2023 годах наибольшую популярность беспилотные авиационные системы имели в энергетике (на отрасль пришлось свыше 40% спроса на беспилотники). Нетрудно предположить, что немалая часть этих новых беспилотников будет трудится именно в Заполярье.

Владимир Привалов, писатель, публицист, эковолонтер движения «Чистый Север – чистая страна», для Telegram-канала СМП.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть