Ключевые участники украинского кризиса – США, ЕС, Украина, Россия – сегодня убеждаются в том, что он будет затяжным, а доминирующим фактором станет борьба за инициативу. Такие действия России, как укрепление вооружённых сил и военного производства, эффективное перенаправление внешней торговли на Восток, развитие отношений с Китаем и другими союзниками, свидетельствуют о готовности к «игре в долгую». О том, насколько повысились ставки в этой «игре» и как конфликт может изменить международный ландшафт, пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.
Элиты каждой из вовлечённых сторон решили часть своих задач. США при низких издержках получили «мотивированный ураган» – Украину, готовую воевать с Россией, создали относительно дисциплинированный блок союзников в Европе, пытаются связать в единую систему союзы на Востоке и Западе, например в рамках реализации проектов по продаже корейских танков в Польшу. По существу, сейчас американцы «разделяют и властвуют» над своими союзниками. Из трёх существующих в Европе групп стран – «радикалов» (Восточная Европа и Великобритания), «осторожных» (Западная Европа) и «оппортунистов» (Венгрия, Австрия и Турция) – американцы опираются на первую, которая заглушает голоса других европейских государств. Также США получили импульс в развитии собственного ВПК и закрепили за собой энергетический рынок Европы: теперь американские менеджеры будут торговать в Европе арабской нефтью и газом, получая от этого выгоду.
Сейчас у игроков всё ещё много азарта: они рассматривают кризис как возможность достижения своих целей. В текущих условиях можно говорить об «усталости от мира» и желании скорректировать существующую систему для того, чтобы добиться большего учёта своих интересов. Поэтому сегодня участники конфликта – США, Украина, ЕС – никуда не торопятся. Россия также готова к затяжному конфликту. Китай видит сложившуюся ситуацию как возможность извлечь материальную выгоду от отношений с Москвой и Вашингтоном. Другими бенефициарами конфликта являются Индия, арабские страны и Иран, который вышел из изоляции в отношениях с Россией и намерен использовать этот кризис для наращивания связей с соседями. Выделяются Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ, для которых китайский рынок становится основным, благодаря чему они могут себе позволить более вольное обращение с Вашингтоном.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Больше всего от конфликта страдают страны, близко расположенные к зоне боевых действий, прежде всего в Европе, а также страны, наиболее тесно связанные с Россией экономически: они сталкиваются с «импортированной инфляцией», сложностями с логистикой, вторичными санкциями. Тем не менее Казахстан, Узбекистан, Турция и ОАЭ воспринимаются американцами как экономическое окно в Россию и сами нередко действуют как оппортунисты в поисках определённой выгоды в конфликте.
Устойчивость стран в 2024 году зависит от того, смогут ли их элиты использовать этот кризис на пользу своих государств. При этом одни пытаются экспортировать свои внутренние проблемы и решить их за счёт кризиса: для США и стран ЕС это отличный способ объяснить тяжёлую внутреннюю ситуацию. Вторые не выносят вовне внутренние проблемы, а только решают внешние: так, Россия в ходе кризиса решает проблемы внешней безопасности, поскольку решению внутренних задач эта ситуация отнюдь не способствует. Вопрос о том, к какой категории относятся Китай и Иран, остаётся открытым. Для Тегерана первостепенное значение имеют внутренние экономические и социальные проблемы, однако решить их через вовлечение в кризис невозможно. Для Китая важнейшая проблема – Тайвань, где по-прежнему сохраняется статус-кво, хотя в долгосрочной перспективе такое положение неприемлемо для Пекина.
В текущем кризисе выстоят те страны, которые смогут «не сорваться» во внутреннюю нестабильность. Пока никто, кроме России и Украины, не понял значимости конфликта: для всех это – «виртуальная» война, за которой они наблюдают издалека. Так будет продолжаться до первого настоящего «срыва» в одной из стран, когда всем станет понятно, что у конфликта есть последствия. Поэтому сейчас экспертам необходимо спрогнозировать «точки напряжения». Мы наблюдаем оживление застарелых конфликтов в Евразии (Нагорный Карабах, Палестина, Косово, Йемен, Сирия), так как возникла убеждённость, что цели можно достигать военными средствами.
Мы видим, что общество входит в кризис, и вопрос о том, уменьшит его данный конфликт или усугубит, остаётся открытым. Более того, ситуация затрудняется некомпетентностью элит в странах Запада, которые могут уйти по итогам украинского конфликта.
Сегодня мы исходим из предпосылки о том, что в результате кризиса западные элиты не выдержат, однако возможна и другая ситуация, в которой власти европейских стран «оседлают» протестные настроения, вызванные экономическими и социальными проблемами.
В этом всё ещё маловероятном сценарии мы станем свидетелями новой милитаризации Германии и Франции, возвращения Европы к силовой политике, что может повлечь за собой реальную стратегическую автономию Европы от США. В то же время британцы будут раскалывать франко-германский союз, стремясь укрепить своё влияние. Этому будет способствовать перспектива ремилитаризации Германии, которая пугает Францию и Польшу.
Запад использует текущий кризис, чтобы оправдать ошибки, совершённые задолго до него: Великобритания маскирует негативные последствия Brexit, Германия – последствия увлечения неверно понимаемыми идеями социал-демократии и отказа от независимой политики. Аналогичные настроения возникают во Франции, которая тоже рассматривает возможность ремилитаризации.
По мнению китайских исследователей, нынешний кризис начался ещё в 2018 году с приходом к власти в США Дональда Трампа, который начал борьбу с глобализацией. Затем последовал «физический» кризис, вызванный с пандемией, и после этого Россия выступила с инициативой серьёзного разговора о европейской безопасности с США. Как у России, так и у США главными проблемами остаются внутриполитические, поэтому боевые действия будут продолжаться до тех пор, пока они не затмевают внутренние вопросы.
Попробуем определить объективные критерии победы для участников кризиса. С точки зрения интересов России Украина должна быть нейтрализована, демилитаризована и лишена ресурсов для продолжения наступательной политики, а коалиция её союзников должна признать легитимность интересов безопасности России в Европе. Для США относительной победой будет сохранение существующей линии фронта и стабилизация обстановки: Украина сохранит мобилизационный потенциал и промышленность, а также будет готова дальше воевать с Россией. Некоторые на Западе всё ещё рассматривают возможность принять Украину в НАТО: если Киев сохранит промышленный потенциал, то он будет иметь ценность для США как инструмент давления на Россию. В этом сценарии интересам России соответствовало бы превращение Украины не в хорошо вооружённый «Израиль», а в условную «Боснию» – расколотую страну, лишённую промышленного потенциала и неспособную стать существенным противовесом России.
В глазах Москвы происходит нарастание значимости цели по денацификации Украины – если в начале кампании она имела скорее психологический характер, то сегодня становится всё более прикладной задачей по ликвидации дискриминационного законодательства по отношению к крупным этническим группам. Маловероятно, что Россия согласится на заморозку конфликта. Принципиальное отличие текущей ситуации от событий начала СВО заключается в том, что раньше Украина имела возможность быть субъектом переговоров, однако теперь её лишилась.
Комментарии читателей (0):