По данным Росстата, в начале декабря яйца снова стали лидерами роста цен на продукты, с начала 2023 года рост составил 42,4%. А цена на мясо курицы с начала года выросла на 30,1%. На фоне резкого подорожания яиц в розничных торговых сетях в Минсельхозе РФ сообщили о комплексе мер по стабилизации рынка. Сдерживать цены планируется за счет мер государственной поддержки для увеличения внутреннего производства и более доступного импорта.
В Минсельхозе РФ объясняют подорожание повышенным спросом. Что население страны увеличилось? Или есть мы стали больше? Или может быть увеличилась себестоимость продукции, где велика доля кормов и есть импортные составляющие? А что с самим производством и его темпами роста?
Так, по итогам десяти месяцев производство птицы в сельскохозяйственных организациях (крупных, средних, мелких) увеличилось до 5,37 млн тонн, а яиц - до 31,74 млрд штук. Следовательно, при неизменных условиях можно прогнозировать до 38,0 млрд штук по итогам года.
Напомню, что по итогам 2022 года в РФ суммарно в хозяйствах всех категорий выпустили 45,8 млрд пищевых яиц. По сравнению с 2021 годом объемы производства этого продукта в стране выросли на (+2,8%) 1,28 млрд (данные Росстата). При этом 82% объема (37,6 млрд штук) произвели сельхозпредприятия и 18% – ЛПХ и фермерские хозяйства.
Самообеспеченность страны по пищевому яйцу на сегодня оценивается в 99,6%. Потребление этого продукта внутри страны составляет в среднем 295 яиц на человека в год. При этом производится в стране в среднем 315 яиц на человека.
Более трети рынка (41%) обеспечивают 16 крупнейших птицефабрик с объемами производства свыше 500 млн яиц в год. Еще на 71 птицефабрике ежегодно производится от 100 до 500 млн яиц. 76 предприятий с объемами производства менее 100 млн обеспечивают еще 10% рынка. Итого, всего 163 птицефабрики.
Обсуждение вопроса законодательного обеспечения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства прошло в рамках парламентских слушаний, проведенных 6 декабря 2023 года Комитетом Государственной думы по аграрным вопросам.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Обычно основной задачей агропромышленного комплекса принято считать наращивание объемов производства и переработки высококачественной сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей населения регионов России в полном объеме и продовольственной независимости от импорта. При этом, забывают упомянуть, что страна наша северная, а потому бананы, кофе и многие другие привычные нам и прочно вошедшие в продовольственную корзину продукты мы производить просто не в состоянии. Кстати Росстат отводит не менее 24% потребляемого россиянами продовольствия на импортные поставки. Да, и не одна страна мира не может обеспечить себя всем, выращенным только и исключительно, на ее территории.
Кардинальные изменения произошли в АПК в момент смены хозяйственного механизма после 1992 года. Вторая волна началась с середины 2000-х годов в связи с изменением внутренней экономической ситуации и внешними благоприятными факторами. Они способствовали быстрой трансформацией агротехнологий, внедрением инновации, адаптацией мирового научного опыты и, самое главное, возрастающей государственной поддержкой отрасли из бюджетов всех уровней. Третий этап начался после 2014 года, когда России оказалась в новой политико-экономической реальности. Ответ на вызовы снова был связан с возрастающей помощью и вниманием со стороны государства.
За это время страна прошла путь от продовольственной зависимости к самостоятельности и возможности стать крупнейшим экспортером, значимым участником мирового рынка продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и минеральных удобрений.
С 2023 года перед Россией встал вопрос о сохранении достигнутого сельскохозяйственного потенциала. Успешное и устойчивое функционирование АПК определяется, прежде всего, государственной поддержкой отрасли, основа для которой была создана в 2003 году.
Обсуждение и предложения
Государственная поддержка АПК осуществляется по основным направлениям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а так же федеральными законами от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 30.12. 2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве» и от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Государственная поддержка развития сельского хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям:
- обеспечение доступности кредитных ресурсов; развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
- развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства;
- обеспечение производства продукции животноводства;
- обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
- обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
- информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;
- поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях;
- развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции;
- поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками;
- поддержка и развитие сельского туризма.
К мерам государственной поддержки АПК относят:
- банковское кредитование товаропроизводителей агрокомплекса по льготной ставке на пополнение оборотных средств и на капитальные вложения;
- лизинг на льготных условиях техники и оборудования для агропромышленного производства;
- выплата компенсирующих и стимулирующих субсидий товаропроизводителям;
- выплата субсидий производителям сельскохозяйственной техники;
- компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК и компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;
- компенсация части затрат на транспортировку продукции сельскохозяйственной продукции и установление льготного тарифа на ее перевозку железнодорожным транспортом, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства;
- поддержка вновь начинаемого бизнеса в аграрной сфере;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на селе и в сфере переработки сельскохозяйственной продукции;
- компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК;
- оказание консультационной помощи товаропроизводителям агрокомплекса, оказание организационной помощи при приобретении ими посевного, посадочного, племенного материалов, других материальных ресурсов и в сбыте произведенной продукции, в том числе на внешних рынках;
- оказание консультационной и организационной помощи отечественным товаропроизводителям при их выходе на внешние рынки сбыта;
- поддержка конкуренции и развитие конкурентного рынка агропродукции;
- субсидирование из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ субъектов Рф в области мелиорации, и другие.
Также к мерам поддержки в агрокомплексе можно отнести сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением различных административных и разрешительных процедур. Хотя в век искусственного интеллекта и повальной цифровизации пока все происходит с точностью до наоборот.
Основой для финансирования являются четыре государственные программы:
- развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее — Госпрограмма);
- развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 № 314;
- комплексного развития сельских территорий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696;
- эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731.
В соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Госпрограмма является документом, определяющим цели, основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Как и все остальные три программы, она имеет паспорт, содержащий структуру предполагаемых действий, контрольные цифры по финансированию и индикаторы достижения поставленных целей по годам. Финансовое обеспечение состоит из трех источников: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов федерации и внебюджетные источники.
Однако при принятии федерального бюджета на следующий год и прогнозный двухлетний период объемы финансирования мероприятий предусмотренных в государственных программах (комплексной программах) РФ обычно корректируются и не совпадают со значениями изначально указанных в паспортах. Для четырех программ, касающихся АПК — это существенное уменьшение объемов финансирования. Не стали исключением 2024 и последующие годы, согласно утвержденному федеральному бюджету.
Ресурсное обеспечение Государственных программ из федерального бюджета РФ в 2023 году изначально было предусмотрено в объеме 446 млрд руб. На конец года с учетом дополнительно выделенных средств оно достигло 545 млрд руб. На 2024 год эта цифра составит 544 млрд руб., их них 22 млрд за счет дополнительных расходов.
При этом не надо забывать про рост ключевой ставки Центробанка РФ, в следствие чего понадобилось больше бюджетных средств по сравнению с изначально запланированными для ее компенсации банкам, осуществляющим льготное кредитование АПК. Так кто же в итоге заработал? Так, по данным заместителя министра сельского хозяйства Елены Фастовой, суммы краткосрочных кредитов по состоянию на 05.12.2022 и 05.12.2023 года уменьшились с 686,6 млрд руб. до 402,2 млрд руб., на 42%.
С момента начала формирования в середине 1990-х годов и по сей день система мер государственной поддержки в агрокомплексе непрерывно эволюционировала и совершенствовалась, в результате чего в лучшую сторону менялись уже используемые механизмы, вводились новые. С 2024 вносятся очередные новации: произошло объединение компенсирующих и стимулирующих субсидий в одну.
Так, на смену практиковавшемуся в середине 1990-х годов товарному кредитованию агропроизводителей под гарантии субъектов РФ пришло денежное кредитование через банки за счёт средств специально созданного Фонда льготного кредитования, а затем — банковское кредитование по льготной ставке, сначала краткосрочное под оборотные средства, а затем — долгосрочное. Многочисленные дотации на производство тех или иных видов сельскохозяйственной продукции постепенно заменялись на субсидирование отдельных статей затрат на их производство и/или введение определенных льгот по ним. Постепенно совершенствовался механизм проведения государственных интервенционных операций. Однако и в настоящее время он далеко небезупречный. Реальные агропроизводители были весьма удивлены объявленной закупкой в интервенционный фонд в декабре 2023 года всего лишь 2 млн тонн зерна при урожае почти в 150 млн тонн.
Рекордный урожай 2022 года обернулся для аграриев большими проблемами с его реализацией. Рентабельность производства зерна (а это всегда была и есть высоко маржинальная отрасль АПК) заметно сократилась в сравнении с предыдущими годами. Негативное влияние также оказали высокие экспортные пошлины и зерновая сделка, благодаря которой глобальный рынок был переполнен дешевым зерном. С учетом господдержки рентабельность АПК в целом в 2022 году снизилась до 20,9%, для сравнения: в 2021 году она составляла 25,6%.
С февраля 2021 года в РФ действует нынешний механизм экспортной пошлины на зерно, а со 02.06.2021 года введен механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя. Плавающая пошлина на экспорт пшеницы зависит от мировой цены. Пока цена ниже $200 за т, пошлина нулевая; за все, что выше, экспортер отдает государству 70%, но окончательный размер каждую неделю определяет Минсельхоз РФ, учитывая цены зарегистрированных на Московской бирже экспортных контрактов. С июля 2022 года ставки пошлины определяются в рублях, но пошлина по-прежнему составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценой.
Такую же пошлину позже ввели на ячмень и кукурузу. Частично собранные средства должны возвращаться в регионы пропорционально объему произведенного зерна, для распределения между хозяйствами. А на деле? Отраслевые ассоциации и крестьяне фиксируют дисбаланс между недополученной выгодой и государственными субсидиями.
Например, по информации Минсельхоза ставка пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 06.12.2023 составит 3808,1 рубля против 3 820,2 рубля за тонну неделей ранее. На ячмень пошлина седьмую неделю подряд будет нулевой, на кукурузу снизится до 618,9 рубля с 642 рублей за тонну. Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $253,2 за тонну на пшеницу ($253 неделей ранее), $169,5 — на ячмень ($165,8), $618,9 — на кукурузу ($189,7). Эти ставки пошлины будут действовать по 12.12.2023 включительно.
В январе вице-премьер Виктория Абрамченко говорила, что за два года поступления в бюджет от зерновых пошлин составили 250 млрд руб. В 2024 году федеральный бюджет может получить от экспортных пошлин на зерновые и масличные 214,4 млрд руб., что на 8,3% меньше оценочного показателя 2023 года. Об этом говорилось в пояснительной записке к проекту бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годы. В 2025 году поступления могут составить около 195 млрд руб., в 2026-м — 177,15 млрд руб.
Потребность в дополнительных средствах для льготного кредитования агросектора в связи с повышением ключевой ставки ЦБ осенью оценивается в 45–55 млрд руб. Планировалось, что источником финансирования станут средства, поступающие в федеральный бюджет от экспортных пошлин на зерновые и масличные.
Постепенно нарастали объемы, а с 2017 года начали ежегодно меняться механизмы государственной поддержки АПК. В 2020 году введены новые виды — компенсирующая и стимулирующая субсидии.
Эти меры оказали влияние на отечественное сельское хозяйство, выросли: его экономическая эффективность, производство продукции и её экспорт на внешние рынки. Одновременно росли и цены на продукцию АПК для внутреннего потребления. Так что к финансированию успехов подключилось все население страны. В последние годы были достигнуты и перевыполнены многие показатели самообеспеченности, зафиксированные в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 21.01.2020 № 20.
Российские аграрии стали конкурентоспособными на мировом рынке. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) 2019 году составил в стоимостном выражении 24,83 млрд долл.; в 2020 — $29,65 млрд., в 2021 — $35,96 млрд, а в прошедшем 2022 году по предварительным оценкам он достиг $40 млрд, в текущем году достигнет $45 млрд. Россия стала нетто-экспортером этой продукции.
Наиболее значимыми по стоимости формами бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является кредитование по льготной ставке, а так же субсидии на приобретение различных видов материально-технических ресурсов и оплату услуг, льготный лизинг, дотации на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, поддержка стартапов в агросфере и другие.
Есть немонетарные формы поддержки: применение льготных тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию, перевозки, водопользование и т.д.), проведение государственных интервенционных операций, осуществление закупок для государственных нужд. К ним необходимо добавить оказание консультационной поддержки напрямую и через центры компетенций; осуществление организационной помощи при приобретении посевного, посадочного, племенного материалов, других материальных ресурсов, а также в сбыте произведенной продукции (в том числе на внешних рынках), поддержка всех типов сельской кооперации. Важным фактором является проведение антимонопольной политики и содействие развитию конкуренции, поддержка развития конкурентной снабженческой и сбытовой рыночной инфраструктуры и другие.
В 2020-2022 годах был принят ряд оперативных мер поддержки. В частности, в целях обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями и стабилизации цен на них были установлены экспортные квоты и определен план поставок внутренним потребителям. Также был упрощен ввоз в РФ средств защиты растений через любые пункты пропуска, увеличено субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции и удобрений, оказывалась поддержка хлебопекарной отрасли и системообразующим организациям и предприятиям агрокомплекса.
По информации Минсельхоза РФ, рентабельность сельского хозяйства (эти цифры охватывают только сельскохозяйственные организации) в 2023 году снизилась до 19,1% с 20,3% в 2022 году. Этот показатель учитывает субсидии. Без них прогноз рентабельности равен 15,8% против 16,3% (Табл. 1). Очевидно, что уже много лет выращивание КРС, овец и коз на мясо не рентабельно, и только господдержка позволяет получать минимальную прибыль. А что происходит в К(Ф)Х и ЛПХ, в которых сосредоточено порядка соответственно 18% и 40% всех коров России?
Таблица 1. Влияние субсидий на рентабельность производства отдельных видов продукции в сельскохозяйственных организациях, в среднем за 2018-2022 годы.
Виды продукции |
Средняя рентабельность с учетом субсидий, % |
Влияние субсидий на рентабельность, процентные пункты (п.п.) |
Мясо — КРС |
2,5 |
16,7 |
Мясо — овцы и козы |
3,5 |
16,1 |
Молоко — КРС |
28,1 |
8,4 |
Овощи открытого грунта |
24,3 |
5,5 |
Зерновые и зернобобовые с учетом риса и кукурузы |
41,8 |
3,3 |
Картофель |
28,9 |
2,3 |
Овощи защищенного грунта |
8,4 |
0,8 |
Яблоки на продукцию |
17,3 |
0,7 |
Сахарная свекла |
38,4 |
0,3 |
Для производства молока и овощей в открытом грунте сельхозорганизациями субсидии позволяют иметь приемлемый уровень рентабельности. Напомню, что в 1990 году в РСФСР производилось 56 млн тонн молока, а сейчас в РФ — 26 млн. Из них 8,6 млн тонн производится в ЛПХ, а 2,3 млн тонн — в К(Ф)Х.
По данным Росстата (без малых форм хозяйствования), за 9 месяцев 2023 года инвестиции в сельское хозяйство снизились на 4% при общем росте инвестиций в основной капитал по экономике на 10%. Эти цифры приводит независимый аграрный эксперт Александр Корбут. Так что пока инвестиционная привлекательность в АПК остаётся довольно низкой. Падение рентабельности в растениеводстве может привести к дальнейшему сокращению агропроизводства, снижению урожаев и валового сбора основных сельскохозяйственных культур.
Прежде чем собрать урожай, надо посеять. В 2017 году посевное зерно пшеницы стоило 14,5 тыс. руб. за тонну, сейчас — 50 тыс. руб. А недавние события, когда в момент уборки дизельное топливо подорожало из-за отмены Минфином РФ выплат по топливному демпферу отечественным нефтяным компаниям (ВИНКам). Тогда опять пришлось компенсировать непредвиденные убытки аграриев из бюджета, однако не в полном объеме. Оценка показала, что с 16 июля по 30 ноября текущего года уровень дополнительных расходов аграриев уже достиг 20 млрд руб.
Сегодня за комбайн крестьянин платит 1700 тонн зерна третьего класса. За одну тонну дизельного топлива - 8 тонн. Постоянная борьба с диспаритетом цен на аграрную продукцию и средства для ее производства - хроническая проблема российского АПК на протяжении последних 30 лет.
Председатель правительства Михаил Мишустин 14.11.2023 дал поручения ведомствам по итогам стратегической сессии посвящённой продовольственной безопасности.
К 15.12.2023 Минэкономразвития и Минфин РФ должны проработать вопрос по поддержке фермеров и сельской кооперации в составе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Минсельхоз РФ должен к 25.01.2024 подготовить предложения по корректировке механизмов господдержки аграриев. Особое внимание будет уделено производству молока и молочных продуктов, овощей и бахчевых, фруктов и ягод. В фокусе также обеспечение рынка отечественными семенами основных сельскохозяйственных культур.
Минобрнауки, Минтруду и Минсельхозу РФ также поручено представить предложения о расширении специальностей, связанных с селекцией в сельском хозяйстве и генетикой.
К 01.02.2024 Минсельхоз, Минпромторг, Минфин и Минтранс РФ обязаны подготовить инициативы по поддержке строительства крупнотоннажных балкеров для перевозки продукции АПК. От Минсельхоза будут ждать предложения по обеспечению доступности господдержки для производителей ветеринарных лекарственных средств, кормовых и пищевых добавок.
Минобрнауки, Минпросвещения и Минсельхоз должны разработать систему предоставлением преференций при поступлении выпускников агроклассов, а также победителей конкурса «АгроНТРИ» по аграрным специальностям.
К 15.02.2024: Минобрнауки, Минпросвещения и Минсельхоз РФ совместно с Минтрудом рассмотрят целесообразность подготовки программы повышения престижа профессий для российского агропрома с перспективой до 2035 года.
К 01.03.2024 от Минцифры и Минсельхоза РФ будут ждать промежуточный доклад о создании на базе единой платформы «ГосТех» Федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов для учёта всех видов племенных животных.
Напомним, что Михаил Мишустин так же утвердил новую стратегию цифровой трансформации АПК и рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. В 2024 года на цифровизацию отрасли будет выделено 3 млрд руб. В распоряжении указана новая «дорожная карта» развития отрасли, включая этапы реализации стратегии, расписаны отдельные задачи, к примеру, внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы. Перечислены самые перспективные отрасли для цифровизации: мелиорация и орошение полей, обработка полей средствами защиты растений с беспилотников, сбор данных о состоянии сельскохозяйственных земель посредством съемки информации со спутников.
Уже к концу 2024 года Минсельхоз планирует запустить единую цифровую платформу агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов — в эксплуатацию ее введут немногим позже, с марта 2025 года она будет доступна пользователям. К 2030 году эта платформа должна будет объединить в себе все информационные ресурсы Минсельхоза и Росрыболовства, а также интегрировать их с системами других ведомств. К концу 2025 года будет создан отдельный цифровой центр, который будет следить за безопасностью этих цифровых ресурсов (Распоряжение правительства РФ от 08.09.2022 N 2567-р (ред. от 23.11.2023) «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года»).
В ней прогноз выполнен в двух вариантах: базовом и целевом. Базовый вариант предусматривает реализацию государственных программ Минсельхоза РФ при условии текущего уровня финансирования. Целевой вариант разработан из расчета достижения начиная с 2023 года среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3%: 2020 год – 100%, 2030 год — 116,1% и 129,7%, соответственно.
Сельское хозяйство — отрасль, наиболее интенсивно использующая для своего устойчивого функционирования и развития льготные кредиты. Их объем составляет свыше 60% от всех кредитов, предоставленных агропроизводителям или, что в 3–10 раз больше, чем для большинства прочих отраслей экономики. Льготное кредитование сельскохозяйственных заемщиков, обеспечивается государственным субсидированием процентных ставок по ним для сохранения уровня в пределах 1–5% годовых. Его наращивание потребует увеличения средств государственной поддержки, выделяемой на эти цели из федерального бюджета.
Минсельхоз РФ не оказывает поддержку агропроизводителям напрямую, а осуществляет софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, вытекающих из полномочий, установленных в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999. №184-ФЗ, посредством предоставления межбюджетных трансфертов. Более того, в установленном правительством РФ порядке он осуществляет возмещение недополученных доходов кредитных и иных организаций, участвующих в реализации государственной агропродовольственной политики.
Эффективная государственная поддержка АПК является основой успешной и системной реализации продовольственной политики России. Следовательно, ее объемы и механизмы имеют приоритетное значение в новых геоэкономических условиях. Обеспечивая компенсации растущей вслед за ключевой ставкой ЦБ ставки по кредитам, выдаваемых уполномоченными банками агропроизводителям, господдержка может способствовать уходу мелких хозяйств с рынка и его монополизации. Выигрывает крупный и сильный, с лоббистскими возможностями и связями. Между тем, именно многоукладность была и остается основой стабильности аграрного сектора и его социальной функции - заполнения населением и развития внегородской территории страны. А ЛПХ - это форма социальной адаптации сельского населения, которое мы пытаемся все время сохранять.
В сложившейся реальности основным источником становится именно федеральный бюджет, а запланированное уменьшение в нем финансирования всех пяти государственных программ (включая научное обеспечение) несет не только риски уже наблюдающегося снижения темпов роста отрасли и ее инвестиционной привлекательности, но и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Здесь следует процитировать «Перечень поручений по итогам запуска племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области» (утв. президентом РФ 21.11.2022). Им предписано правительству РФ:
«с учетом ранее данных поручений принять меры по корректировке Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года в целях обеспечения среднегодового темпа роста объемов производства продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК) на уровне не менее 3% в год, обратив внимание на необходимость:
оценки развития ключевых сегментов АПК, включая анализ влияния факторов производства основных видов продукции АПК, оценку ограничений развития и направлений дополнительной поддержки для целей ускоренного развития таких сегментов;
определения перспективных сегментов АПК, в том числе в части производства продукции с глубокой степенью переработки;
формирования мероприятий, достаточных для обеспечения технологического суверенитета в АПК, а также установления ежегодных показателей импортозамещения критически важных видов сельскохозяйственной продукции, а также продукции, используемой в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
внедрения новых или расширения действующих мер государственной поддержки (в разбивке по ключевым сегментам АПК) с учетом анализа их достаточности, обеспечивающих вышеуказанный среднегодовой темп роста, в том числе развитие новых направлений производства и экспорта готовой продукции;
отражения взаимосвязи ключевых мероприятий государственной поддержки, заявляемых необходимых объемов и источников финансирования с целевыми индикаторами.»
Тут и добавить нечего. Вот бы еще в установленный срок и в полном объеме реализовать поручение президента.
Комментарии читателей (7):
Действительно, всё хорошо, прекрасная маркиза, кроме одного: не далее, как три дня тому в десятке приобретенных яиц три оказались с тухлыми в полном смысле слова, равно, как и у нескольких моих знакомых, чего ранее не наблюдалось. Деньги вернули без проблем, но интересно, при таких делах к производителям и продавцам рукоприкладство покупателей не грозит? Не далее, как 12.12. т.г. заправился зимней соляркой, через час крузер начал глохнуть, как же, мороз - 32С, хорошо вёз канистру бензина, разбавил, доехал до пункта назначения. Это первые случаи, и уже не единичные, ранее такого не наблюдалось, но на фоне постоянного роста цен, есть такое мнение, увидим и не то - ждемссссс, чем всё это кончится и когда
"рентабельность АПК в целом в 2022 году снизилась до 20,9%, для сравнения: в 2021 году она составляла 25,6%."
Кто-нибудь понимает, что рентабельность - это та же прибыльность? Для чего же, спрашивается, при таких показателях (если они такие) делать госдотации, а потом не знать, что делать с полученным урожаем? И вымаливать партнёров не мешать вывозу зерна, в т.ч. и бесплатно?
Вообще, в статье - о чём угодно, но только не о нынешнем колониальном экономическом устройстве РФ, навязанном России (РСФСР) итогами политического поражения СССР в холодной войне.
Вообще, в статье - о чём угодно, но только не о нынешнем колониальном экономическом устройстве РФ, навязанном России (РСФСР) итогами политического поражения СССР в холодной войне."
До такого уровня понимания пока ещё не доросли, т.ч. пришлось опуститься в комментариях на бытовой, но и тут с пониманием проблемы на всех уровнях, т.к. обратные связи, как и реакция на них практически отсутствуют, а интересы свелись в большинстве случаев к срубанию бабла где можно и как можно и жизни прямо сейчас. Не потому ли на более-менее серьезных сайтах количество комментирующих резко уменьшилось?
Что касается яиц, то возможно все-таки сказывается изоляция России. Насколько мне известно, то куры и корма у нас были в основном импортные. Импорт усох, а теперь и куры усохли.
Ну так статья и не об этом =)
И в новостях вот проскочило, что путин решил закупать куриное яйцо у своих партнёров, чтобы поприжать (придушить) отечественных производителей. Это, очевидно, для укрепления суверенитета.