Все последние годы на угольную отрасль оказывалось колоссальное давление. Запад и сам активно сокращал долю угля в энергетике, и пытался стыдить всех остальных. Особенно сильное критиковали Китай, который потребляет ровно половину от общемировых показателей (более 60% в энергобалансе). Однако энергокризис и провал "зелёной повестки" глобалистов показали, что списывать твердое топливо со счетов уж точно не стоит.
В прошлом году мировое потребление угля выросло с 7,9 млрд до рекордных 8,3 млрд тонн. По итогам первого полугодия 2023 года потребление увеличилось ещё на 1,5%, до 4,7 млрд тонн. И самый большой вклад внесли Индия и Китай. Хотя "по мелочи" увеличивали все. Даже главный "климатический" адепт – ЕС (на 2%). Особенно старалась Германия, у которой после закрытия АЭС и высоких цен на природный газ, потребление угля (и особенно самого грязного – бурого) взлетело ракетой.
Кроме того, пару дней назад в немецкой Welt вышло довольно забавное исследование. Оказывается, американский СПГ порождает на 274% больше выбросов CO2 чем уголь. Всему виной цикл из гидроразрыва, сжижения, транспортировки, регазификации и сжигания "голубого топлива". Я напомню, что евробюрократы годами "кошмарили" "Газпром", при том, что трубопроводный природный газ – один из наиболее чистых источников энергии. Зато когда прижало, они тут же "переобулись" и пересели на сланцевый СПГ и уголь.
Понятно, что воспринимать всерьез конъюнктурные исследования из западных СМИ совершенно не стоит. Сегодня им заплатили лоббисты угольной отрасли, а завтра подсуетятся газовики. Дело не в этом. А в том, что те же самые люди ещё вчера учили Россию и весь остальной мир, как жить и из какого топлива получать электроэнергию и тепло. У нас же на основе этого принимались целые стратегии развития.
Благо это остается в прошлом. В конце октября Владимир Путин утвердил новую "Климатическую доктрину России". Предыдущая была принята ещё в 2009 году. Из нового, в том числе, добавилось уточнение о приоритете национальных интересов при выработке стратегии развития. Так, в п. 24 содержится положение о "самостоятельности в оценках и выводах о происходящих и ожидаемых последствиях изменения климата". Кроме того, п. 44 констатирует недопустимость "необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Подобное гармонично укладывается как в тренд на проведение полностью суверенной энергетической политики, так и на отрицание права Запада на насаждение всему миру своих абсолютно лицемерных "хотелок". В частности, что касается угля, то ранее, под влиянием демонизации твердого топлива, Россия стремилась к снижению доли угля в генерации с нынешних 13% до 4-5% к 2050 году.
Для этого предполагалось вывести из эксплуатации 22 угольные станции мощностью 14 ГВт и закрыть ряд угледобывающих предприятий. Что привело бы к совокупному сокращению порядка 50 тысяч рабочих мест. Сейчас же проект новой энергетической стратегии, напротив, содержит прямо противоположное стремление – увеличить долю угольной генерации до 15%.
Подобное – более чем нормально. Россия находится на 2-м месте в мире (после США) по запасам угля. И полностью отказываться от его использования неразумно. Что касается экологии, то было бы гораздо целесообразней вкладывать средства (что и происходит) в модернизацию угольных ТЭЦ, внедряя усовершенствованную систему удаления золошлаков, а не пускать под нож целую отрасль ради придуманной глобалистами эфемерной цели.
Тем более, что уголь – это ещё и отличное экспортное направление. Как написано в самом начале, Индия и Китай обеспечивают львиную долю роста спроса (и будут это делать в дальнейшем). Что касается Пекина, то для нас это вообще чуть ли не бездонная бочка. У них одна только собственная добыча в 2022 году составила 4,5 млрд (!) тонн. Импорт же колеблется в районе 300 млн тонн. В России же прогноз по добыче по итогам 2023 года – 440 млн тонн, а экспорта – в районе 220 млн тонн.
При этом вчера представитель Минэнерго заявил о том, что текущий спрос на российский уголь как минимум в 2 раза превышает экспорт в силу ограниченных возможностей по вывозу. Так что переживать о том, что "уголь никому не будет нужен" уж точно не стоит. Надо работать над расширением логистических возможностей. Пока же, несмотря на модернизацию БАМа и Транссиба, доступного объема ж/д мощностей в 2022-м и текущем году для увеличения поставок угля оказалось недостаточно.
Комментарии читателей (0):