Макрон готовит Закавказье к будущим сражениям

1 октября 2023  13:21 Отправить по email
Печать

Франция изучает потребности Армении в сфере обороны, заявил министр обороны Франции Себастьян Лекорню. По его словам, «президент Эммануэль Макрон лично следит за происходящим, потому что этот вопрос крайне важен для Франции. Он заявил, что абсолютной целью для нас является целостность, суверенитет и защита населения Армении». Помимо этого министр подчеркнул, что «оборонная миссия Франции в Армении позволит ежедневно поддерживать контакт с армянской армией и властями, чтобы изучить их потребности в плане обороны и защиты». Ранее Макрон заявлял, что после однодневной военной операции в Нагорном Карабахе «власти Азербайджана теперь ничто не сдерживает, и они угрожают границам Армении», имея в виду проблематику Зангезурского коридора. И не только это. По мнению Макрона, «действия Баку имели поддержку в Москве и Анкаре».

Как видим, налицо активная вовлеченность Франции в события в Закавказье. Но это не начало, а продолжение задуманной прежде комбинации. Перед военной операцией Азербайджана в Нагорном Карабахе Макрон, выступая на ежегодной конференции послов, говорил, что готовит новую дипломатическую инициативу по урегулированию армяно-азербайджанских отношений и конфликта вокруг Нагорного Карабаха. По его словам, «мы потребуем полного соблюдения гуманитарного режима Лачинского коридора и предпримем для того новую инициативу на международном уровне, чтобы увеличить давление по этому вопросу». Речь шла, как писала газета Le Figaro, о вынесении карабахской проблемы на обсуждение Совета Безопасности ООН с целью инициировать специальную резолюцию. Как предполагают французские эксперты, французская разведка располагала сведениями о военных приготовлениях Баку и Париж пытался упредить ход событий. Но он не упредил, а скорее, подтолкнул Баку к действиям. Более того, заявляя об альянсе Москвы и Анкары на этом направлении, Макрон позиционировал себя в качестве чуть ли не единственного лидера, способного «обеспечить гарантии прав и безопасности жителей Карабаха».

Ранее он также заявлял, что Россия якобы использует армяно-азербайджанский конфликт вокруг Карабаха «для дестабилизации ситуации на Южном Кавказе», тогда как Россия реально содействовала урегулированию и «внесла решающий вклад в подписание трёхстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 года» и тем самым приняла непосредственное участие в прекращении кровопролития. Но, похоже, что Париж рассчитывал, как во время кавказской войны августа 2008 года, выступить в роли одного из модераторов в урегулировании отношений между Баку и Ереваном, выставляя как бы блок Париж – Ереван против Москвы – Баку – Анкары. Это соглашение готовили лично президент России Владимир Путин вместе с премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым с подключением Анкары и при некоторых посреднических консультациях с Парижем. Но его, как и Анкару, к подписанию соглашения не пригласили. Напомним, что в последние дни этой войны именно Франция добивалась в СБ ООН принятия резолюции о прекращении боевых действий в Карабахе, однако ее заблокировала Великобритания. И только год спустя после прекращения боевых действий между Азербайджаном и Арменией Франция вышла на прямой контакт на уровне глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. При этом Париж мирное соглашение 9 ноября 2020 года трактовал как «документ промежуточного значения» и намеревался начать подготовку «нового долгосрочного устойчивого соглашения» при посредничестве Минской группы ОБСЕ.

Тем временем Минская группа загадочным образом перестала существовать. Загадка тут как раз в том, что Баку выступал против того, чтобы в повестке дня группы оставалась проблема статуса Нагорного Карабаха, а премьер-министр Армении Никол Пашинян в своих противоречивых заявлениях по этому вопросу открыто глумился над МГ ОБСЕ. После этого конфликт стал обрастать сложной драматургией.

У Франции в Закавказье свободные руки, так как она не связывает свою энергетическую безопасность с Азербайджаном. Она решила многие вопросы энергетики с Ираном, включая организацию и участие в добыче газа в акватории Персидского залива и в транспортировке газа в сжиженном виде морским путем во Францию, не нуждаясь в южно-кавказских маршрутах. Она намерена обозначить там свои политические интересы в возможном альянсе премьер-министра Армении Никола Пашиняна со своим ставленником президентом Грузии Саломе Зурабишвили с целью обозначения европейской позиции и установления контроля над частью Закавказья с выводом на Иран. Это единственный шанс для ЕС закрепить там свое геополитическое и геоэкономическое влияние.

В таком контексте готовятся и будут проявляться виртуальные инициативы в отношении Нагорного Карабаха, проблемы которого в представлении Парижа «еще не решены». Такая борьба будет иметь длительную перспективу. Поэтому Франция станет формировать в Закавказье новую геополитическую реальность. Но ей необходимо внешнее отличие от прежних позиций. В связи с этим, может возникнуть ситуация, когда вопрос присутствия НАТО в Закавказье станет менее актуальным, и кроме того, США и Франция приблизят свои позиции по поводу придания международного статуса ненатовским государствам.

Армения, как и Грузия, к такой промежуточной роли вполне подходит. Вот почему Макрон пытается играть роль «дирижера» в развертывании посткарабахской ситуации, берет Армению под свое покровительство, чтобы обозначить в этом регионе противостояние с Азербайджаном и Турцией. А это не урегулирование азербайджано-армянских и армяно-турецких отношений, а новая расстановка сил в Закавказье в преддверии будущих сражений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть