Французское издание Le Figaro со ссылкой на заявление министра иностранных дел Франции Катрин Колонна сообщило, что Франция намерена открыть консульство в Сюнике (Зангезур). Ранее о намерении открыть генконсульство в Капане (административный центр Сюника) сообщал и МИД России. Намечено сделать это в начале 2024 года, а сейчас идёт подбор служебных и жилых помещений для сотрудников. С конца сентября 2022 года в Капане уже работает генконсульство Ирана. При этом нельзя исключать, что «консульский парад» в Сюнике продолжится. Как заявила Колонна, «я надеюсь, мы увидим Европу, она должна принять во внимание эту реальность». Париж не делает секрета из того, что предпринимает «международные дипломатические действия в уважении территориальной целостности Армении и сохранением права на жизнь карабахских армян и хочет предотвратить вторжение Азербайджана на юг страны». Как подчеркивает Le Figaro, «Франция обеспокоена судьбой приграничного армянского региона Сюник, через который должен пройти транспортный коридор, связывающий Турцию, Баку и Центральную Азию».
Россия мотивирует свои действия иначе. МИД заявил, что в Сюникской области проживает достаточно много граждан России. Это служащие погранотряда в Мегри (на границе с Ираном – ред. ) и члены их семей, но и в целом в Сюникской области есть немало российских граждан, которым пока что по любому консульскому вопросу нужно ехать в Ереван (откуда из Капана нужно добираться минимум 5 часов - ред). Кстати, Россия уже имеет генконсульство в Гюмри.
Что касается Ирана, то он, помимо «дежурных слов» о развитии исторических отношений с Арменией в различных сферах, заявляет, что «не может принять какие-либо изменения границ в регионе». То есть, мотивация действий Парижа и Тегерана почти одинаковая. Объективно и Россия действует так же на этом направлении. Как говорит губернатор Сюникской области Роберт Гукасян, «консульства по сути фиксирует присутствие конкретной страны в области и все хорошо понимают – они не просто так открываются».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как видим, Сюник (Зангезур) приобретает важное стратегическое значение, выходящее далеко за пределы Закавказья. И дело не только в так называемом «Зангезурском коридоре», хотя и в нём тоже. После второй карабахской войны в трёхстороннем мирном соглашении 9 ноября 2020 года (Россия-Азербайджан-Армения) в последнем пункте указывалось:
«Все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы. Республика Армения гарантирует безопасность транспортных сообщений между западными регионами Азербайджанской Республики и Нахчиванской Автономной Республикой с целью обеспечения беспрепятственного передвижения людей, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Пограничная служба Федеральной службы безопасности России несёт ответственность за надзор за транспортным сообщением».
Как видим, в этом документе нет упоминания о «Зангезурском коридоре». Тем не менее президент Азербайджана Ильхам Алиев и поддержавший его президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган инициировали этот проект в контексте одного из главных условий для нормализации отношений между Арменией и Турцией. Армения была готова обеспечить через свою территорию коммуникацию Азербайджана с Нахичеванью, но по иному маршруту.
Но это был только первый брошенный вызов Армении. Смысл второго заключался в том, что Алиев объявил Зангезур «древней азербайджанской землёй», и в ультимативной форме конкретизировал притязания Баку: «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы исполним задачу по осуществлению Зангезурского коридора, хочет того Армения или нет», уточнив при этом, что «если захочет Армения, это можно решить просто, если не захочет – мы решим это силой. Я говорил до войны и во время войны, что они должны убраться с нашей земли по доброй воле, иначе мы их вышвырнем». Это было уже притязание на территории соседнего суверенного государства, что вносило в ситуацию сценарий возможного очередного использования против Армении силового фактора. Но, по оценке американских экспертов, «триумфализм и экспансионизм Алиева стал мешать прагматичному решению проблемы Зангезурского коридора».
В итоге сложилась новая комбинация. Западу удалось, мягко говоря, ослабить связи Армении с Россией и Ираном, и он теперь стал оказывать давление на Азербайджан и Турцию, чтобы нейтрализовать их давление на Армению. Посол Азербайджана в Великобритании Элин Сулейманов заявил, что Баку исключил «силовую» прокладку коридора через Армению в свой анклав в Нахичевани, а Эрдоган допустил, что коридор может пройти не через Сюник (Зангезур), а через Иран мимо Армении, подчёркивая, что Иран позитивно относится к этому. После встречи в Нахичевани Алиева с Эрдоганом, лидер Турции выразил надежду, что Армения «примет протянутую ей руку мира и впредь будет предпринимать искренние шаги».
Но это вновь звено из предполагаемой новой политической цепочки. Бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ, профессор Школы дипломатии Паттерсона Университета Кентукки Кери Кавано считает, что ставка Алиева на силовой фактор с целью «получить коридор», независимо от последней военной операции в Нагорном Карабахе, «является недальновидной и есть цена, которую потребуется заплатить за такие военные действия». По мнению Кавано, Баку не получит «Зангезурский коридор» в задуманном варианте. «Это сложные вопросы, которые необходимо изучить, что, опять же, требует искренних политических обсуждений и переговоров. - подчеркнул он. - Я думаю, что это может произойти, но мне не кажется, что это легкая задача, учитывая то, что происходит сегодня».
И проблема как раз в том, что Алиев сам поднял «Зангезурский коридор» с локального значения для транспортного сообщения на интерконтинентальный уровень, ведь блокирование транспортных связей в Закавказье, перевод стрелок на Иран затрагивает уже и интересы России. Причём геополитические аспекты этого процесса с точки зрения сохранение влияния России в регионе становятся проблематичными. Так что «большая игра» в Закавказье продолжается.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):