Нельзя сказать, что пятница, 10 декабря, не предвещала «бури», которая прошла в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Однако, пожалуй, такого накала страстей не ожидал никто. «Протестные выходные» ознаменовались не только беспощадным буйством фанатов, националистов и просто подростков желающих вдоволь наораться и помахать кулаками, передает корреспондент ИА REX. Несмотря на заявления министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева и других крупных чиновников о националистической подоплеке митингов, уже сейчас заметно, что прошедшие митинги отличаются друг от друга и целями, и составом, и лозунгами.
Безусловно, выходные 11 и 12 декабря прошли на общей протестной волне, но в этой протестной волне себя проявили разные движения: радикалы, неформальные молодежные движения, умеренные либералы, «карманные» оппозиции и просто недовольные граждане, не имеющие политических задач. Отсюда возникает довольно странный и противоречивый вопрос — массовые акции протеста, это крупномасштабная провокационная акция или серьезный показатель социальной нестабильности в обществе?
Напомним, что в субботу, 11 декабря, в Москве прошло как минимум две заметные акции протеста — так называемая акция в память о погибшем болельщике «Спартака» Егоре Свиридове и митинг жителей Патриарших прудов против строительства гостиницы студии «ТРИТЭ» в Малом Козихинском переулке. Несмотря на то, что эти две акции имели абсолютно разные «корни», возможно, именно они задали протестный тон выходным 11 и 12 декабря.
Митинг на Манежной площади изначально не предвещал конструктивного диалога с властями или скорбных поминок по убитому болельщику «Спартака». Агрессивно настроенная молодежь выкрикивала националистические лозунги и подобно берсеркерам разжигала в себе и окружающих призыв к беспощадной и немотивированной агрессии. Скорее всего, классического в данной ситуации столкновения так называемых фанатов с бойцами ОМОН было не избежать. Дальнейшее развитие событий, к сожалению, было предсказуемо, несколько сотен молодчиков, разогретых националистическими лозунгами, личными обидами или просто банальной обидой на всех и вся принялись меряться силами с бойцами ОМОН. Итог оказался предсказуемо плачевен — около 60 человек задержаны правоохранительными органами, 29 человек госпитализированы, по неподтвержденным данным, один человек погиб.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.09.11 Большинство фигурантов дела о погромах на Манежке признали свою вину
- 04.03.11 Заключение ЦНИИС оправдало стройку в Малом Козихинском
- 08.02.11 Подозреваемый по делу об убийстве Егора Свиридова готов сдаться властям при условии «справедливости, правосудия и объективного следствия»
- 13.01.11 Эксперты не выявили нарушений в стройке на Малом Козихинском
Митинг на Патриарших прудах прошел куда более спокойно, однако тоже не без эксцессов. Как сообщил корреспонденту ИА REX один из активистов акции Артем Хромов, в начале мероприятия милиция спровоцировала конфликт: «Людей просто напросто не пускали на согласованный митинг под различными предлогами. При этом сотрудники милиции себя некрасиво вели». Заметим, что на этом митинге было задержаны всего два человека — Сергей Удальцов и Константин Косякин, однако оба — видные активисты политической оппозиции. Представителя организации «Левый фронт» Сергея Удальцова отпустили, но ненадолго — на следующий день, приняв участие в митинге на Пушкинской площади, он был вновь задержан милицией.
Не прошла суббота спокойно и в Санкт-Петербурге, где 11 декабря питерские болельщики также устроили акции в память Егору Свиридову. Несколько тысяч участников перекрыли Загородный проспект и устроили шествие. Итог оказался менее кровопролитным, но практически идентичным по количеству задержанных — были задержаны 60 человек.На следующий день, 12 декабря волна митингов не стихла, она стала более организованной и разнообразной по политической принадлежности и более масштабной. К воскресенью проснулись регионы — крупный митинг прошел в Ростве-на-Дону. Около тысячи молодых людей, пока трудно судить о том националисты они или просто недовольные граждане, перекрыли Содовую улицу и устроили шествие в память о погибшем студенте РГСУ Максима Сычева (погиб от рук однокурсника, выходца из Ингушетии). По неподтвержденной информации, на данном митинге молодежь также выкрикивала националистические лозунги. В Самаре акция памяти болельщика «Спартака» Егора Свиридова прошла спокойнее, чем в Москве. 12 декабря около сотни местных болельщиков прошли по проспекту Кирова, акция прошла без особых эксцессов, обошлось без жертв.
Тем временем, в Москве воскресенье переросло за рамки акций болельщиков. Вечером 12 декабря на Пушкинской площади собрались представители оппозиционных организаций, всего около 500 человек. В мероприятии приняли участие руководитель движения «Солидарность» Борис Немцов, представитель «Левого фронта» Сергей Удальцов и другие активисты. По сообщениям информагентств, в митинге на Пушкинской площади были замечены и футбольные фанаты. Лозунги собравшихся носили ярко выраженный оппозиционный характер, Борис Немцов призывал собравшихся к отставке правительства РФ, Государственной думы и Совета Федерации, а Сергей Удальцов предложил собравшимся подойти к мэрии и передать властям требования о переизбрании Мосгордумы. Через некоторое время собравшиеся решили двинуться в сторону здания мэрии и повесить на него петицию. Первая фаза акции закончилась на том, что собравшихся у памятника Долгорукому начал разгонять ОМОН, Сергей Удальцов был задержан милицией. К сожалению, не обошлось без пострадавших — фотографу газеты «Известия» сломали ключицу. Вторая фаза митинга отметилась тем, что часть митингующих попыталась направиться в сторону Тверского ОВД, где предположительно был Удальцов, другая часть оставалась около памятника основателю Москвы.
Последним аккордом к воскресным событиям стало печальное событие — по сообщению Интерфакса, на юге Москвы группа молодых людей убила выходца из Центральной Азии. Является ли данное происшествие отголоском событий на Манежной площади, выяснят правоохранительные органы. Одно остается очевидным, прошедшие выходные стали «горячими» как в политическом смысле, так и в социальном. Не исключено, что агрессивное поведение фанатов было намерено спровоцировано какими-то политическими «деятелями» и не обязательно националистического толка. Очевидно, что социальная вспышка, произошедшая 11 и 12 декабря, стала хорошей почвой для оппозиционных движений, которые провели свои акции на следующий день. Однако это не говорит о том, что у всех мероприятий есть общие организаторы и идеологи, социальное недовольство является плодородной почвой для всех «несогласных». И если у оппозиционеров более или менее понятны цели и задачи, то с фанатами дело обстоит сложнее. «Болельщики» — это очень разнородная социальная и политическая масса, здесь есть просто озлобленная молодежь, есть зрелые националисты разных сортов, есть просто агрессивно настроенные подростки, есть провокаторы и есть просто аполитичные, но агрессивно настроенные граждане. Именно поэтому данная категория наиболее непредсказуема и опасна. Столичная милиция перенесена на усиленный режим несения службы. Не исключено, что буйства так называемых «фанатов» могут повториться вновь.
Комментарии читателей (0):