Строительство Турана, которое является краеугольным камнем турецкой внешней политики, успешно продолжается. Правда, это дипломатично называется «сотрудничеством тюркского мира», но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, пишет Telegram-канал «Россия не Европа».
Активно сотрудничает с государствами Средней Азии «младший брат» Турции – Азербайджан. Так, Узбекистан планирует создать крупные сборочные производства сельскохозяйственной техники в Азербайджане и Казахстане. Президент Азербайджана Алиев в ходе Shusha Global Media Forum, проходившего в городе Шуша в Азербайджане с 21 по 23 июля 2023 года, отвечая на вопросы, охарактеризовал отношения Азербайджана со странами Центральной Азии как «очень динамичные». Президент Алиев также выразил благодарность среднеазиатским государствам в поддержке после Второй Карабахской войны (напомним, что большинство из них находятся в ОДКБ и формально являются союзниками Армении). Конечно, можно было бы рассматривать отношения Баку с этими государствами вне зависимости от «тюркского проекта», если бы не одно но: Азербайджан является главным турецким «прорабом» в деле строительства Турана на постсоветском пространстве. Да он и сам этого не скрывает: Алиев во время выступления на Шушинском глобальном медиа-форуме подчеркнул, что отношения между народами Азербайджана и Турции основаны на многолетней дружбе и братских связях, которые к тому же скреплены личной дружбой турецкого и азербайджанского президентов.
Азербайджан и Турция осуществляют совместный проект HAKİM по контролю над воздушным пространством, благодаря которому ВВС обеих стран получили возможность проводить совместные операции, а также контролировать воздушное пространство Азербайджана. Когда этот проект будет полностью реализован , совместная зона контроля воздушного пространства будет расширена от Эгейского моря до Каспийского бассейна.
Активно развивается военное сотрудничество Турции со странами ОТГ: по имеющейся информации, правительство Казахстана хочет закупить у турецкой компании Otakar более 800 бронемашин ARMA на общую сумму 2 трлн тенге (около 4,4 млрд долларов), даже несмотря на то, что её казахстанский аналог стоит на 40% дешевле). Если сделка состоится, трудно сказать, что сыграет в ней главную роль – давление со стороны Турции или стремление Казахстана дистанцироваться от России и теснее связать себя с Тураном. Кроме того, Казахстан планирует увеличить грузопоток через «Средний коридор» (Транскаспийский международный транспортный маршрут, соединяющий Казахстан и Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход России) и довести его до 500 тысяч контейнеров в год к 2030 г.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но наиболее активно внедрение Турции идёт через Киргизию, особенно в оборонной сфере: Кыргызстан за 2,5 года потратил на оборону более 120 млрд сом (более 1,3 млрд долларов), причём если в 2021 году расходы на оборону составили 32 млрд сом, а в 2022 году – 53 млрд сом, то в 2023-м за полгода выделено уже 40 млрд сом. Глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев на заседании Кабмина КР 20 июля сообщил, что в числе прочего были закуплены «беспилотные летательные аппараты Байрактар, Аксунгур и Акынджи». Таким образом, Бишкек тратит значительные средства на оборону: несмотря на то, что Киргизия и Таджикистан предпринимают усилия по урегулированию пограничных споров, вероятность конфликта в будущем всё же остаётся. Поэтому на Турцию в Киргизии возлагают большие надежды. Впрочем, эти надежды возлагаются не только в военном, но и в экономическом отношении: для киргизских мигрантов Турция – страна где можно заработать. Кыргызстан предложил Турции увеличить срок безвизового режима с 90 до 180 дней, кыргызская сторона предложила провести миграционную амнистию для граждан Кыргызстана, по различным причинам нарушивших правила пребывания в стране, для их беспрепятственного (без штрафов и депортаций) выезда и последующей легализации.
Кроме того, республика испытывает серьёзные проблемы в электроэнергетике: вслед за водным дефецитом, развивается дефицит электроэнергии, который может составить 5-6 млрд кВт⋅ч и из-за которого киргизские власти введут режим ЧС до 2026 года. Надежды, в том числе в плане развития передвижной энергетики, также возлагаются на Турцию.
Киргизия в последние годы проявляет особый интерес к исламскому банкингу, который создаёт прекрасную возможность взаимодействия с Азербайджаном и Турцией. Кроме того, в республике (пусть и не так явно, как в Казахстане) происходит постепенное наступление на общее с Россией наследие, в том числе на русский язык, что даже вызвало недовольство С. Лаврова, раскритиковавшего новый закон о государственном языке.
Киргизию Турция обрабатывает по той же схеме, что и Азербайджан 30 лет назад, только сделать это проще: Киргизия – беднейшее государство Средней Азии и сильно нуждается в финансовой помощи, а Турция готова её предоставить. Кроме того, Киргизия менее интересна США в качестве объекта экспансии, чем другие государства региона. Киргизия, особенно ввиду тлеющего конфликта с Таджикистаном, нуждается и в военной помощи. Анкара уже неоднократно заявляла, что такую помощь готова оказать. И, наконец, по вышеозначенным причинам Киргизия очень восприимчива к пантюркистской пропаганде, тем более что Турция позиционирует себя защитницей тюркского мира и всегда оказывает поддержку союзникам в конфликтах с соседями, относящимися к иной цивилизационной группе. Тесно работают турки и с киргизской элитой. Киргизия постепенно превращается в плацдарм пантюркизма в Средней Азии.
Россия могла бы оказать помощь Киргизии в рамках решения многих её проблем, исходя прежде всего из необходимости перехватить инициативу у турок. Сколь бы значительными не казались сегодня эти расходы, в будущем они обойдутся нам, учитывая укрепление турецких позиций в республике, значительно дороже.
Мы отмечали ранее: создание Турана не только лишит нас влияния в Закавказье и Средней Азии. Это будет полюсом притяжения и для тюркских республик РФ – Татарстана, Башкирии, Якутии, Чувашии, Тувы, Алтая, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Хакасии, Карачаево-Черкесии. Татарстан уже ведёт тесное сотрудничество (практически двусторонние отношения) с Турцией не только в культурной, но и в экономической сфере. Численность населения Туранского объединения с учётом Средней Азии, Азербайджана и Турции – около 172 млн человек – это уже серьёзная сила. Но главное: проект Великий Туран прямо направлен против нас, а мы, как и в случае с Украиной, опять ничего не видим или игнорируем опасность.
Анкара не собирается отказываться от своей экспансионистской политики по закреплению на постсоветском пространстве, которое исторически является зоной географической безопасности России. В нынешних условиях расширения строительства Турана Россия, с одной стороны, могла бы противопоставить ему союз с Ираном и Арменией, а с другой – попытаться вступить в ОТГ, чтобы нивелировать деятельность Турции. России необходимо приложить максимум усилий для вступления в ОТГ, чтобы контролировать там деятельность Турции и трансформировать эту организацию в русско-тюркский союз, а также развивать двусторонние отношения с тюркскими государствами, инвестируя в их экономику и развивая совместные проекты.
Комментарии читателей (0):