Что изменит закон о северном завозе

23 июля 2023  17:50 Отправить по email
Печать

Важнейший для будущего развития Арктики закон о северном завозе принят российским парламентом. Документ прокомментировал Telegram-каналу СМП депутат Государственной думы от ЯНАО, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Погорелый.

— Решит ли закон проблему неравномерной доставки грузов в Арктику?

Действительно, ценообразование необходимых товаров и топлива для жизнеобеспечения отдаленных территорий страны регулировалось постановлением правительства РФ от 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Логистика выстраивалась по сути в ручном режиме. Периодически из-за этого возникали немалые проблемы.

В прошлом году в ряде регионов из-за отсутствия приоритетности, танкеры с топливом стояли на рейде около месяца в ожидании разгрузки. Это неизбежно привело к дефициту топлива и росту цен. Помимо того, что стоимость доставки грузов в отдаленные регионы составляет до 60-70% от себестоимости товара, пришлось приложить немалые усилия для разрешения этой ситуации. Но это не может быть правилом.

Ранее на REX: Госдума приняла закон о северном завозе

— Закон ждали 25 лет, что послужило причиной столь долгой проработки закона?

Вопрос действительно решался долго — возможно, из-за отсутствия лоббистских возможностей регионов на федеральном уровне. Несмотря на то, что районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории охватывают 25 регионов страны, проживают в них всего 3 миллиона наших граждан. Это всего примерно 4,5 % населения.

Но в последние годы ситуация изменилась. В том числе, благодаря активной позиции партии «Единая Россия», ее предвыборной «Народной программы», повышению эффективности деятельности региональных отделений и конструктивному сотрудничеству с исполнительной властью на местах.

И все же активная работа по подготовке законопроекта началась после поручение президента России Владимира Путина, которое он дал в начале апреля этого года, подводя итоги совещания по вопросам развития Арктической зоны РФ.

— Как теперь будет осуществляться финансирование северного завоза?

Что касается финансирования реализации положений законопроекта — федерация берет на себя расходы на создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза; предоставление субсидий на возмещение юридическим лицам недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на осуществление перевозок грузов северного завоза; содержание объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ и муниципалитетов.

В последнем случае предусмотрена возможность смешанного финансирования, как за счет бюджетной системы, так и за счет инвестиций юридических и физических лиц. Помимо этого, предусмотрено предоставление бюджетных кредитов субъектам в целях последующей выдачи юридическим лицам на закупку грузов жизнеобеспечения, в части замещения коммерческих кредитов.

Читайте также: О новом механизме северного завоза и его значении для Арктики

— Какие предложения от ЯНАО были включены в закон?

Как представителю отдаленного Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирование процесса северного завоза на региональном уровне была более чем знакома. Проблемы схожи и с другими отдаленными территориями. Решение этого вопроса стало одной из первоочередных задач.

В редакции законопроекта ко второму чтению учтены внесенные мной и важные для Ямала поправки о расширении полномочий регионов — это право на включение муниципальных образований в перечень территорий северного завоза, определение перечня грузов первой категории, которые будут включены в план северного завоза, определение методики расчета цен на грузы первой категории и торговых надбавок.

Главное в северном завозе — решение логистической задачи, создание исправно работающей системы. Принятие этого законопроекта послужит мощным драйвером ускорения разработки и принятия этой системы в каждом из 25 регионов. Хоть и незначительные, но отличия существуют от региона к региону.

В части разграничения полномочий между правительством РФ, региональной властью и органами местного самоуправления, субъектам федерации отнесены девять важных пунктов. Регионы смогут самостоятельно устанавливать предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории и осуществлять контроль за их соблюдением и наделены правом создавать запас вышеуказанных товаров для предотвращения риска возникновения их дефицита.

К грузам первой категории отнесены социально значимые продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости, лекарства, медизделия, продукты лечебного питания, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть