Шкала мотивированности от Александра Ходаковского: добровольцы — кадровые — мобилизованные.
Ещё есть бывшие заключённые, которые под управлением командиров ВС РФ, являются самыми немотивированными бойцами. Хотя, в Вагнере они лезут вперёд и не боятся положить жизнь в бою.
Что касается тезиса: "Но мотивированность — это не дело замполитов, — это дело всей страны", то здесь и согласен и нет. И это не просто мои домыслы, а это наблюдения - уровень мотивации в разных подразделениях очень разный, да и "Вагнер" опять же показывает, что мотивация зависит от командира. Если командир не умеет управлять, да и просто читал где-то, что есть такое понятие мотивация, но не изучал глубоко эту основную функцию управления, то он и будет рассуждать, что эта функция - это не его дело, а кого-то там ещё.
Напомню, что в базовом курсе менеджмента функции управления определены как: планирование, организация, мотивация, контроль. Это базовые функции, которые должен реализовывать любой руководитель. Да, товарищи командиры, там не только планирование и контроль. Но представьте себе, что если копнуть глубже и захотеть стать прям очень хорошим руководителем, то надо уметь реализовывать ещё и другие функции.
Так что мотивация - это функция командира И замполита. В этой связке командир должен стать лидером, а замполит тем, кто будет использовать уже инструменты мотивации на регулярной основе. При этом, даже в составе бригады можно выстроить многоуровневую систему мотивации, при которой вообще не придётся уговаривать и приказывать. А чтобы добавить всем конкретики и инструментов для первых шагов мотивации, то ловите 5 ясностей от древнекитайских полководцев, которые должны быть понятны каждому подчинённому:
- ясность цели,
- ясность пути,
- ясность правил,
- ясность поощрений и наказаний,
- ясность образцов для подражания.
Думаю, что большинство командиров даже сами не имеют этих 5 ясностей.
Так что, говоря о том, что мотивация бойцов - это забота кого-то другого, командир подтверждает, что управлению им надо начинать учиться всем. При этом, бесспорно, мотивировать армию сегодня гораздо сложнее, чем 30 лет назад, но это ещё больше актуализирует обучение управлению.
Комментарии читателей (0):