Лидер находящегося у власти в Афганистане движения «Талибан» (организация, запрещенная в России) Абдулхамид Хорасани выпустил видеообращение, в котором обвинил Иран в сотрудничестве с Западом и пригрозил завоевать Тегеран.
«Не проверяйте нашу силу, вы находитесь за кулисами с западниками, а мы настоящие мусульмане, если нам позволят старейшины, мы завоюем Тегеран», — заявил он.
В последнее время на границе Ирана и Афганистана происходят боестолкновения между иранской армией и подразделениями талибов (организация, запрещенная в России). Потенциально в регионе появляется еще одна «горячая точка». Несколько лет назад Иран даже принял решение строить здесь «Большую стену», поскольку иных способов охраны границы у него не осталось. Попытки Кабула и Тегерана договариваться о создании механизмов взаимодействия на границе пока не дают результатов.
Ряд экспертов, близких к антиталибскому (организация, запрещенная в России) Фронту национального сопротивления Афганистана (ФНСА), полагают, что Тегеран в отношении Кабула ведет более тонкую политику.
Если на публичном уровне Тегеран приветствовал уход американцев из соседней страны, то его беспокоит складывающаяся ситуации в Афганистане, поскольку у Тегерана нет пока устойчивых принципов взаимодействия с Кабулом.
Так как в Иране формируется имперское сознание и вне зависимости от формы правления в Афганистане, Тегеран считал проживающие там народы частью иранского мира, имеющего право рассчитывать на поддержку Тегерана в случае экзистенциальной угрозы. При этом он использует своеобразную тактику: одновременно поддерживает контакты с антиталибские (организация, запрещенная в России) силами и сотрудничает с талибами (организация, запрещенная в России), стремится таким образом определить баланс в построении своей внешнеполитической стратегии.
Нов этой «игре» много «бенефициаров». США, не утратившие интересы в регионе. Россия, стремящаяся не допустить формирования «террористического плацдарма» в Средней Азии. Пакистан, поддерживающий талибов (движение запрещено в России) и рассматривающий их как инструмент для сдерживания региональных соперников. Индия, не желающая превращения Афганистана в базу подготовки сопротивления в Кашмире. Китай, делающий ставку на ослабление «уйгурской проблемы» и продвижение проекта «Пояса и пути» в новых геополитических условиях. Турция, для которой Афганистан – ключ к продвижению пантюркистских проектов в Центральной Азии. Аравийские монархии, стремящиеся не допустить расширение «шиитского полюса».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается Ирана, то в его действиях есть важная специфика. В частности, это обеспечение контроля над общей границей (936 км), проходящей сразу через три иранских остана (Хорасан-Резави, Южный Хорасан, Систан и Белуджистан – последний, помимо Афганистана, граничит и с Пакистаном, что дополнительно усложняет региональную обстановку). С одной стороны, Иран относится к восточному соседу с опаской и подозрением, а, с другой стороны, рассматривает его как сферу своего влияния.
До падения Кабула Иран никогда не пошел бы на публичное признание права талибов (организация, запрещенная в России) на власть в Афганистане, как этого не сделала бы ни одна другая страна, но и в настоящее время ситуация развивается таким же образом. И еще. Последние официальные переговоры между Ираном и «Талибаном» (организация, запрещенная в России), состоявшиеся в июле 2021 года. и инициированные администрацией президента Ирана Хасана Роухани, прошли с одобрения правительств США и Афганистана. Так что афганская «игра» продолжается.
Комментарии читателей (0):