Насколько изменится положение религиозных и этнических меньшинств в Турции после выборов президента и парламента, голосование по которым состоится завтра, 14 мая, анализирует журнал американских иезуитов America.
За пост лидера страны борются действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган и оппозиционный кандидат Кемаль Кылычдароглу, глава Республиканской народной партии.
По мнению директора программы исламских исследований Университета Небраски Рамазана Килинча, подход Кылычдароглу к меньшинствам может быть обусловлен его собственным опытом как члена общины алевитов, которая «подвергается преследованиям в Турции». Победа оппозиционного кандидата даёт шанс на то, что представители религиозных и этнических меньшинств смогут более активно участвовать в общественной жизни и более чётко выражать свои политические требования.
Что касается Эрдогана и его Партии справедливости и развития, то она, как отмечает Килинч, в период с 2002 по 2012 год добилась прогресса в улучшении положения турецких христиан. Но это было связано с тем, что тогда Анкара пыталась добиться вступления в Европейский союз и поэтому обращала внимание на права человека в целом.
При этом для верующих являлся проблемой «радикальный секуляризм» предшественников Эрдогана. И даже если верно то, что президент по-прежнему опирается на наиболее исламистскую часть турецкого общества, нужно сказать, что в коалицию Кылычдароглу тоже входят крайне националистические силы, которые, говорит эксперт Французского института анатолийских исследований в Стамбуле Жан-Франсуа Пероуз, «продолжают воспринимать христиан как пятую колонну».
Поэтому, по мнению французского исследователя, кто бы ни победил на выборах, это мало что изменит для турецких религиозных и этнических меньшинств ввиду «повсеместного засилья национализма в турецких политических партиях». Пероуз считает, что для изменения отношения к меньшинствам в стране потребуется гораздо больше, чем простая смена правительства.
Комментарии читателей (0):