Проблематика «неграждан» в Латвии связана с реабилитацией нацизма: мнения

6 октября 2010  15:46 Отправить по email
Печать

Политконсультант Анатолий Вассерман назвал связь проблематики «неграждан» в Латвии с осуществляемым в этой стране курсом на политическую реабилитацию нацизма и ветеранов «Ваффен-СС», воевавших на стороне гитлеровской Германии. «В нынешней Латвии (и Литве, и Эстонии) победили наследники тех, кто в 1940 году проиграл. Естественно, они пытаются возродить тогдашние традиции не просто безудержный рынок, коим мы и сами нынче изрядно грешим (кстати, Латвия и Эстония в 1940г. отставали от среднемирового уровня экономического развития куда сильнее, чем

Россия в 1913г.), но и диктатуры (Ульманиса в Латвии, Сметаны в Литве, Пятса в Эстонии), откровенно пренебрегавшие даже нормами поведения, к тому времени общепринятыми, хотя бы, среди явных диктатур. Все эти диктатуры были даже не фашистскими в итальянском духе (когда государство превыше всего, но все его граждане независимо от происхождения равноправны или хотя бы равнобесправны), но националистическими (правда, в отличие от Германии не национально-социалистическими), что вполне соответствовало местным традициям. Независимость прибалтийских республик была не просто организована немецкими оккупантами в 1918 году, но ещё и куплена саботажем совместной борьбы с советской властью (так, Эстония фактически ударила в спину белым армиям). Естественно, после этого надо было всячески подавлять оставшихся на здешних территориях представителей прочих народов империи, дабы те не спросили с предателей по всей строгости законов военного времени. А дальше и логика рынка в нищей стране вынудила не только власти, но и весь народ действовать в духе строки Окуджавы: „И пряников, кстати, всегда не хватает на всех“. Правда, во время гитлеровской оккупации судьба республик всё же несколько различалась», — отмечает Вассерман.

По его словам, литовские нацисты не нашли с немецкими общего языка, ибо древняя великая история государства не позволяла легко уйти на роль мелких подручных. «А вот латыши и эстонцы, много веков пробывшие под немецкой властью, легко вспомнили былые навыки прислуги. И охотно подались на роль пушечного мяса при германских хозяевах, — продолжает эксперт. — Теперь эту роль пытаются как-то приукрасить. Но ещё в Нюрнберге войска СС сочтены столь же преступной организацией, как и СС в целом. Членство в преступной организации несомненное преступление. Оно может быть оправдано, только если данный

конкретный человек не только включён в организацию без явного свободного волеизъявления, но и во время своего членства никоим образом не действовал в пользу организации».

Он подчеркивает, что к ветеранам войск СС это законное послабление очевидным образом неприменимо: «Они остаются преступниками, причём в соответствии с решениями уважаемых международных организаций — без срока давности. Если же Латвия и Эстония пытаются реабилитировать столь явных преступников, приходится повторить не столь уж старый анекдот: „Латвия предложила пересмотреть итоги Второй Мировой войны — Россия согласилась перепоказать“».

Политолог Лев Вершинин (Испания) также обращает внимание, что стремление дезавуировать СССР и демонизировать Россию автоматически влекут за собой легитимацию Гитлера и нацизма. По его словам, при всех вероятных недостатках «советского проекта», это был проект, основанный на интернационализме.

Эксперт сайта Геополитика.ру Кирилл Мямлин видит здесь определенную недоработку советского руководства. По его словам, проблему нужно было не замалчивать, а выводить на широкое обсуждение, и проводить мероприятия, способствующие осознанию преступлений и покаянию коллаборационистов — пособников фашизма. Примером могла бы служить программа американцев, которая успешно была осуществлена в Западной Германии.

Политконструктор Юрий Юрьев полагает, что на «балтийско-черноморской линии», между зонами евро и рубля, давно создавалась «управляемая напряжённость» в интересах эмитентов долларов и прибылях с «сеньоража» от понятия «мировой валюты». Если даже прибалты вдруг избавятся от признаков нацизма, то вполне возможно, что сценаристы изобретут какой-то иной сценарий для отпугивания инвесторов от евро и рублей, размышляет эксперт.

Писатель Юрий Шимановский считает, что здесь просматривается свой собственный латвийский фашизм, вне зависимости от СС и прочих духовных наставников. А переводчик и журналист Даниэль Штайсслингер видит связь лишь на «философском» уровне: «Идёт поиск национальной идентичности, и он порой заводит совсем не в ту степь. А считать национальными героями коллаборационистов и вовсе глупо: гитлеровский проект был интегративным, по сути, немцы строили единую Европу со столицей в Берлине, так что национальным суверенитетам в рамках нацистской концепции места не оставалось. С этим в своё время столкнулись западноукраинские националисты, когда узнали, что Германия не имеет намерений предоставлять Украине независимость. Так что считать местных ветеранов СС „борцами за национальную независимость“, по меньшей мере, неразумно».

Сценарист и кинорежиссер Юрий Бликов также называет связь безусловной: «Разделение населения страны, на „граждан“ и „не граждан“, по какому-то признаку — языковому, расовому, национальному — это проявление фашизма, в широком идеологическом смысле. Последующая реабилитация нацизма и ветеранов, служивших в нацистских частях — это еще один логичный и последовательный шаг в фашизации страны. Ужасно то, что подобная фашизация происходит в центре Европы, в XXI веке, и опирается реально на военную мощь НАТО».

«„Неграждане“ — это такие же самые люди, с таким же самым цветом кожи, языка, вероисповедования, вся беда которых заключается в том, что они обязаны принять фашиствующую идеологию государства — как обязательную. Например, тот же экзамен по истории Латвии, с обозначенными вопросами, имеющими практически однозначный ответ. Любое лицо, проходящее процедуру натурализации и получения гражданства — обязано согласиться с идеологией фашизма, или — оставаться в дискриминируемом положении. В качестве наиболее наглядного примера можно привести известного шахматиста Алексея Широва, который отказался отвечать на „правильные“ вопросы (связанные с героизацией военных преступников — латышского легиона СС) и, не имея возможности получить гражданство, Широв получил гражданство Испании», — отметил журналист Алексей Семенихин.

Напомним, 2 октября в Латвии состоялись парламентские выборы. Убедительную победу на них одержало объединение «Единство», второе место занял «Центр согласия». Кроме того в Сейм прошли: Союз зеленых и крестьян, объединение «За хорошую Латвию!», «Все — Латвии!» — ТБ/ДННЛ. «Неграждане» Латвии в выборах участия не принимали.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть