Международное правозащитное движение «Мир без нацизма» («World without nazism») охарактеризовало прошедшие 2 октября в Латвии выборы «не всеобщими», призвав тем самым руководство страны обратить внимание на проблему института «неграждан», лишенных права участия в избирательном процессе.
«C октября 1991 года в Латвии существует категория лиц, документируемая как неграждане. К началу января 2010 года, по данным Регистра жителей, в Латвии проживало 344 095 неграждан (15,26% жителей), из них 65,9% — русские (36,5% русских Латвии), а всего представители национальных меньшинств — 99,6%. Неграждане в основном живут в крупных городах. Так, на начало 2010 года они составляли 24,6% населения Риги, 22,2% — Лиепаи, 20,4% — Даугавпилса. Население этих трех крупнейших городов страны составляет 39,8% населения страны, но в них живет 62,4 % неграждан. Сохранение практики проведения невсеобщих выборов в Латвии представляет прямую и явную угрозу основам демократии в Европе, поскольку узаконивает фактическое применение двойных стандартов к проведению выборов в разных странах», — отметили представители организации в своем заявлении, подписанном председателем Совета движения Борисом Шпигелем.
Эксперты ИА REX сошлись во мнении, что институт «неграждан», существующий в Латвии, является проявлением дискриминации на государственном уровне и эта проблема не дает права Латвии называться правовым и демократическим государством.
Политконсультант Анатолий Вассерман заявил: «Более того, в основе этого института — заведомая ложь о „советской оккупации“. Ведь в 1940-м году Латвия вернулась в состав России (тогда именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик) на основании волеизъявления большей части своих граждан — то есть добровольно, а не в порядке оккупации. Да и впоследствии права всех жителей Латвии вполне соответствовали правам остальных граждан СССР, что опять же невозможно при оккупации. Соответственно люди, переселившиеся в Латвию после воссоединения, должны обладать теми же правами, что и коренные местные жители. Кстати, люди, переселившиеся из Латвии в другие регионы СССР, после распада страны получили местное гражданство на общих основаниях (за исключением разве что столь же извращённого гражданства Эстонии), так что по принципу взаимности Латвия также не вправе чинить препятствия своим жителям».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Писатель и политолог Лев Вершинин (Испания) называет ситуацию в Латвии «обычной этнократией». По его словам, не замечать этого, по тем или иным политическим мотивам, означает лицемерить, хотя «цивилизованному миру» к этому не привыкать, поскольку он стоит-то на лицемерии.
Одесский сценарист и кинорежиссер Юрий Бликов считает, что из-за такой дискриминации страна не может, даже близко, претендовать на статус «демократическая»: «Осуществляется поражение в правах части населения страны, по дискриминационному признаку. Латвия может называться правовым государством, поскольку таково право в этой стране, но, конечно же, подобное дискриминационное право — однозначно ставит Латвию вне демократических норм».
Киевский журналист Алексей Семенихин обращает внимание на то, что само понятие «неграждан» уже свидетельствует о последовательной государственной политике дискриминации людей, что присуще режиму, который подходит под определение «фашистского». «Как и в фашистской Германии, в Латвии де-факто присутствуют критерии „расовой чистоты“ и „расовых убеждений“. Разумеется, что между „государством Латвия“ и „правовым государством“ — огромная пропасть. Ну, и о демократии можно говорить лишь в русле проамериканской политики, суть которой — махровая русофобия», — заявил Семенихин.
С ними согласен и эксперт сайта Геополитика.ру Кирилл Мямлин, заявивший, что Латвия не является ни демократической, ни правовой.
Редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» Игорь Богатырев (Тверь, Россия) полагает, что система перехода «неграждан» в «граждан», во всяком случае, применительно к русскоязычным, выглядит в Латвии предельно нецивилизованной и вообще недействующей. Потому «неграждане» пребывают в этом статусе практически вечно, — без движения в сторону гражданства, и, наоборот, — без движения к депортации. Создаётся какая-то шизоидно-патовая ситуация.
Израильский журналист и переводчик Даниэль Штайсслингер считает, дискриминацию очевидной. «На счёт правового характера государства — это нерелевантное, правовое государство отличается от внеправового тем, что соблюдает собственные законы, в этом плане и Третий Рейх был правовым государством. На счёт демократического — современные концепции демократии подразумевают соблюдение прав меньшинств (этнических, религиозных и т.п.), так что демократия в Латвии осталась, скажем так, на довоенном уровне, когда эти вопросы считались второстепенными и демократия определялась лишь выборностью органов власти», — уверяет Штайсслингер.
Политконструктор Юрий Юрьев (Одесса, Украина) подчеркивает, что вполне исчерпывающий ответ содержится в самом вопросе. Он говорит: «Представим себе, что в России лишат прав этнических латышей, поскольку таковые считаются потомками „латышских стрелков“. Или приостановят эти права на период разбирательства. Или просто в обмен. Может тогда до них дойдёт, „на собственной шкуре“».
Писатель Юрий Шимановский (Мертл Бич, США) обращает внимание, что нечто похожее имеется и в США: «Жители Пуэрто-Рико, Вирджинских островов и других американских территорий тоже имеют особенный статус. Они живут на американской земле, но полноценными гражданами не являются. Индейцы были негражданами еще в начале 20-го века. Так что для демократических государств это нормальная, общепринятая практика. Вот поэтому нельзя допускать наступления демократии в России или Украине».
Культуролог Лариса Бельцер-Лисюткина (преподаватель Свободного университета, Берлин, ФРГ), подводя итог обсуждению вопроса объяснила причины такого порядка. «На постсоветском пространстве сложилась система этнических дискриминационных практик, которую можно определить как „месть за оккупацию“. Таким путём новые национальные элиты стремятся вынудить нежелательных „чужих“ к добровольному выезду из своих стран. Принудительная депортация явилась бы препятствием для их интеграции в ЕС. Всё это происходит во многих странах, получивших независимость в результате распада СССР. Но обосновывается дискриминация везде по-разному. Интересно, как сами латыши риторически оформляют такую дискриминацию», — пояснила Бельцер-Лисюткина.
Комментарии читателей (0):