То, что уровень безработицы в России в январе обновил исторический минимум и достиг, это нетипичная ситуация для периода сокращения экономической активности (по итогам 2022 года ВВП России сократился на 2,1%, а в некоторых отраслях, например, автопроме, сокращение выпуска измеряется десятками процентов), заявила REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Одно из объяснений – увеличение спроса на труд в отраслях, связанных с гособоронзаказом, импортозамещением, восстановлением присоединенных регионов, расширением транспортно-логистической инфраструктуры в направлениях востока и юга, и это увеличение спроса на труд может компенсировать его снижение в пострадавших отраслях экономики.
С другой стороны, логично было бы ожидать, что мобилизация, проводившаяся осенью (по официальным данным, 300 тыс. человек), и миграционный отток (по данным Росстата, число «выбывших» в прошлом году выросло с 238 тыс. до 668 тыс., то есть почти в три раза) должны были бы привести к сокращению предложения занятых и рабочей силы, и исторически низкий уровень безработицы – результат усилившегося дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда.
Однако статистика Росстата не показывает сокращения численности занятых, и это выглядит достаточно удивительно. По данным Росстата, числ енность занятых в экономике в 2022 году составила 72 млн человек, что на 300 тыс. выше, чем в 2021 году.
Отчасти это может быть связано с тем, что мобилизованные формально должны учитываться в составе занятых и рабочей силы, но фактически не заняты в экономической деятельности (из-за чего предприятия испытывают дефицит рабочей силы), а миграционный приток в прошлом году несколько превысил отток.
В январе текущего года численность занятых увеличилась на 800 тыс. по сравнению с декабрем 2022 года (с 72,1 млн до 72,9 млн, максимум с 2017 года) и превысило уровень января 2022 года (71,5 млн) на 1,4 млн, а число безработных в январе 2023 года сократилось до 2,7 млн с 2,8 млн в декабре и с 3,3 млн в январе 2022 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 21.04.23 Калужскую область посетят представители первенца китайского автопрома
- 27.03.23 Уровень регистрируемой безработицы в России снизился до 0,7%
- 15.03.23 Госдума меняет пособие по безработице: как будут считать и кому платить
- 15.03.23 Безработные, платформенная занятость, дети: Госдума меняет трудовое законодательство
Как отмечал ЦБ РФ в обзоре региональной экономики, примерно половина опрошенных предприятий испытывало дефицит кадров, в наибольшей степени это относилось к предприятиям машиностроения, металлургии, строительства и транспорта.
Это связывается с ростом гособоронзаказа, импортозамещением в машино- и судостроении, увеличением грузооборота на Восточном полигоне, оттоком специалистов из одних регионов в другие из-за более высоких зарплат (например, в присоединенные к России регионы для восстановления инфраструктуры).
Дефицит кадров во многих случаях становится ограничением для увеличения предложения товаров и услуг. К тому же на фоне рекордно низкой безработицы дефицит кадров провоцирует ускорение роста зарплат и, как опасается ЦБ РФ, их реальный рост в этом году может превысить рост производительности труда, что также является инфляционным риском.
Данные Росстата показывают, что средняя зарплата в номинальном выражении выросла в прошлом году на 12,6%, но в реальном выражении (с учетом инфляции) снизилась на 1% (г/г), хотя в последние три месяца реальные зарплаты перешли от отрицательной годовой динамике к слабому росту.
Хотя темпы роста реальных зарплат, действительно, могут ускориться по мере дальнейшего замедления годовой инфляции, на наш взгляд, пока угроза раскручивания инфляции именно со стороны роста зарплат выглядит преувеличенной.
Представляется, что реальная ситуация сложнее, и к тому же существенно различается по отраслям экономики. Как нередко сообщается в СМИ: «В условиях спецоперации "оборонка" работает в две-три смены, а иногда производство длится круглосуточно».
Но такая ситуация наблюдается не везде: Росстат раскрыл данные по отраслям с наибольшей долей неполной занятости – организации, занимающиеся производством автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, обработкой древесины и производством изделий из дерева, гостиницы и предприятия общественного питания, организации почтовой связи и курьерской деятельности.
Также обращает внимание фиксируемое Росстатом снижение потребности работодателей в работниках (число заявок в органы службы занятости населения) – оно устойчиво снижается с сентября прошлого года, а в январе 2023 года опустилось до 1,58 млн чел. – минимум с лета 2020 года. Эти цифры могут говорить о том, что спрос на труд все-таки начал сокращаться.
Скорее всего, безработица в 2023 году может несколько повыситься на фоне снижения потребностей предприятий в новых сотрудниках, а также ожидаемого замедления развития новых проектов в частном секторе экономике в условиях высокой неопределенности.
Структурная трансформация экономики предполагает, что в одних секторах производство и занятость будет сокращаться, в других – расти, и поскольку высвобождаемые работники по профилю деятельности далеко не всегда соответствуют требованиям секторов, где спрос на труд растет, безработица может повыситься от текущих исторически низких значений.
Однако при сохранении ограничений со стороны предложения труда (прежде всего, демографических) и мер поддержки занятости со стороны правительства, вряд ли безработица в этом году уйдет существенно выше 4%.
Как сообщал REX, по данным Росстата, уровень безработицы в январе 2023 года обновил исторический минимум и достиг 3,6% (ноябрь-декабрь – 3,7%).
Комментарии читателей (0):