5 февраля эмбарго Европейского союза расширится на поставки российского дизельного топлива и бензина. Эта эскалация санкций направлена на дальнейшее сокращение доходов России от энергоресурсов, отрезая ее от важнейшего экспортного рынка. Однако предстоящий запрет на поставки российских нефтепродуктов создает риски для Европы, о которых 2 февраля пишет газета The New York Times.
Продажа нефтепродуктов имеет решающее значение для финансирования бюджета России. Запад надеется постепенно сократить этот источник денег.
Тем не менее, хотя Европа пока выдерживала эмбарго на поставки российской сырой нефти с момента его введения 5 декабря 2022 года, есть опасения, что запрет на нефтепродукты, такие как дизельное топливо, может пройти не так гладко. Европейские фьючерсы на дизельное топливо уже начали дорожать. Автомобилисты и дальнобойщики в Европе, помимо повышения цен, могут столкнуться и с дефицитом.
«Я думаю, что реализация этого запрета может оказаться более сложной», — сказал глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль.
Дизельное топливо представляет огромную важность для экономики Европы, так как на нем работают не только грузовые машины, доставляющие товары, но и более 40% легковых автомобилей в Европейском союзе. В 2022 году Россия поставляла около половины импорта дизельного топлива в Европу — около 700 000 баррелей в день. Быстро заместить такие объемы трудно, и в последние недели европейские нефтеперерабатывающие компании наращивали свои запасы, готовясь к запрету.
«Скорее всего, произойдет гигантская перетасовка», — сказал исполнительный директор отдела по нефтепереработке в S&P Global Хеди Грати.
Аналитики рынка, включая Грати, утверждают, что Европе придется ввозить больше дизельного топлива и других нефтепродуктов из других нефтеперерабатывающих держав, таких как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты на Ближнем Востоке, а также из Индии, Китая и США.
Эта перестановка, которая только начинается, почти наверняка вызовет напряженность на рынках, что приведет к росту цен. Во-первых, увеличение расстояния при транспортировке нефтепродуктов означает, что для доставки его в Европу потребуются более крупные суда, а увеличение времени доставки приведет к росту расходов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кроме того, есть проблема несоответствия топлива. По мнению аналитиков, российские компании могут продавать свое дизельное топливо, произведенное для Европы, в места, где допускается более высокая концентрация загрязняющих веществ, например в Западную Африку, а вот европейским компаниям придется искать продукт высокой степени очистки, установленной местными нормативами.
Поставки могут сократиться и по другим причинам. По мере оживления китайской экономики благодаря снятию ковидных ограничений нефтеперерабатывающие заводы в Китае и других странах Азии могут перейти на производство авиационного топлива в ущерб дизельному, что сократит его объемы, доступные для отправки в Европу.
Россия, в свою очередь, может не найти покупателей на весь объем произведенной продукции. Это повлечет за собой уменьшение количества дизельного топлива на мировом рынке, а следовательно, дальнейшее сокращение поставок, притом что напряжение на этом рынке и без того наблюдается уже в течение нескольких месяцев.
«Цены на все продукты не могут не вырасти, — считает глава отдела геополитики в исследовательской компании Energy Aspects Ричард Бронз. — Европа почувствует это особенно сильно».
Комментарии читателей (0):