Грядущие парламентские выборы в Латвии могут концептуально изменить существовавший на протяжении десятилетий политический расклад в стране, передает корреспондент ИА REX.
Данные опросов общественного мнения в течение нескольких месяцев довольно стабильны, и прочат победу на выборах либо центристскому объединению «Центр согласия» либо право-центристскому блоку «Единство».
Если бы выборы состоялись на прошлой неделе, то пятипроцентный барьер преодолели всего четыре политических союза, свидетельствуют данные компании GfK. Победил бы «Центр согласия», получив поддержку 18,1% избирателей. За «Единство» готовы отдать голоса 15,4% граждан. Тройку лидеров замыкает Союз «зеленых» и крестьян (СЗК), которому симпатизируют 9,2%. На четвертом месте по популярности — объединение «За лучшую Латвию» с 5,2% голосов избирателей. Таким образом 100 депутатских мандатов распределились бы следующим образом: «Центру согласия» — 36, «Единству» — 31, СЗК — 19, «За лучшую Латвию!» — 14.
Такую же картину по приоритетам избирателей, только в несколько ином процентном соотношении представляет и компания Latvijas fakti. Согласно ее данным, за «Центр согласия» свои голоса отдали бы 22% избирателей (на 5% больше, чем в августе), за «Единство» — 18,7% (+5,1%), за Союз «зеленых» и крестьян — 10,7% (+0,1%), «За лучшую Латвию!» — 7,8% (-2,5%).
По данным обеих компаний, пятипроцентный барьер не преодолели бы две национально ориентированные партии, которые традиционно пользовались спросом среди радикально настроенного электората. Часть населения, ратовавшая за Латвию для латышей активно голосовала за ТБ/ДННЛ-Visu Latvijai!. Другая часть, приветствовавшая лозунги вроде «Русских бьют» и «Равные права для всех» отдавала предпочтение объединению ЗаПЧЕЛ.
Если опросы общественного мнения подтвердят и итоги выборов, можно говорить о принципиально новой тенденции, назревающей в Латвии. В предыдущие годы эти два блока, представляющие крайнеправое и крайнелевое крыло, гарантированно попадали в Сейм. С той лишь разницей, что ЗаПЧЕЛ никогда не входила в правящую коалицию, а ТБ/ДННЛ (такое название партия носила до недавнего объединения с Visu Latvijai!) всегда была активным участником политического процесса.
Если эти партии вовсе не пройдут в Сейм, это будет означать крах национальной идеи, которая долгое время была весьма популярной в латвийском обществе. Объяснить это можно несколькими факторами. «Ура-партриотами», как правило, были люди старшего возраста, большую часть своей жизни прожившие в СССР. Только крайнеправые не могли смириться с «оккупацией Латвии Советским союзом», а крайнелевые не могли принять независимость Латвии. В силу возраста электорат ТБ/ДНЛЛ и ЗаПЧЕЛ сокращается естественным путем.Молодые сторонники у этих объединений есть, но их ряды не столь многочисленны и плотны, поскольку молодежь выросла и сформировалась на других ценностях. Новое поколение избирателей как среди латышей, так и среди русских, считает, что современный человек должен знать не только русский или латышский язык, но и желательно несколько иностранных языков, чтобы иметь возможность получать образование и работать за рубежом. Многие из них вообще не связывают свое будущее с Латвией. Подтянуть людей среднего возраста тоже не получается, ибо они более озабочены не национальной идеей, а элементарными вопросами выживания в условиях все еще нестабильной экономической ситуации.
Все это в совокупности может означать, что градус и направленность общественных настроений начинает смещаться в сторону взвешенной внутренней и внешней политики, основанной в первую очередь на прагматизме и экономической выгоде, а не на ультра-национальной риторике. Хотя, конечно же, рудиментарные ее проявления не исчезнут, и всегда останутся отдельные политики, которые время от времени будут эскплуатировать национальную идею, но уже без былого масштаба и числа сочувствующих.
Вероятнее всего, четверка лидеров и по результатам выборов, которые состоятся 2 октября, останется неизменной. Возможна только корректировка в количестве голосов, полученных конкретным объединением. И тут крайне интересными становятся варианты формирования правящей коалиции.
По закону «О выборах в Сейм», право формировать коалицию получает партия, набравшая наибольшее количество голосов избирателей. Пока на эту роль претендует «Центр согласия». Однако шлейф прокремлевской партии, который тянется за ним, несмотря на все усилия зарекомендовать себя как центристскую во всех отношениях политическую силу, может помешать «согласистам» собрать команду. Но если переговорщикам «Центра согласия» удастся убедить партнеров, то они могут работать и «Единством», и с СЗК, и с объединением «За лучшую Латвию!».
Если же не удастся, к формированию коалиции приступит партия, оказавшаяся по итогам выборов на втором месте. Тут важно, что ни одна из условно право-центристких партий не заявила, что ни в коем случае не будет сотрудничать с «Центром согласия». С некоторыми оговорками, но никто не исключает такой возможности. А «Единство» даже озвучило условия, на которых готово работать с «согласистами». Для этого «Центр согласия» должен выполнить четыре условия: поддержать нынешнего премьер-министра Валдиса Домбровкиса в должности главы правительства; пообещать не поднимать вопрос о пересмотре статуса русского языка; признать приоритетом страны дальнейшую интеграцию в Евросоюз и заранее отказаться от намерений бороться за предоставление негражданам права участия в выборах. Об этом радиостанции Baltkom 93,9 заявил член правления «Единства» Эдгар Яунупс.
Один из лидеров объединения «За лучшую Латвию!» Андрис Шкеле по этому поводу в интервью газете Neatkarīgā (Независимая) сказал, что своими первоочередными партнерами видит СЗК и «Единство». И только если переговоры зайдут в тупик, к формированию коалиции будет привлечен «Центр согласия». «Мы не говорим, что никогда не будем с „Центром согласия“. Точно так же, как не говорят этого СЗК и „Единство“. Просто это объединение не является нашими приоритетным партнером», — заявил Шкеле.
Как ни странно, но разногласий между правыми партиями значительно больше, и вполне может случиться, что они не договорятся. Тогда как «Центр согласия» готов идти на компромиссы и вести гибкую политику, хотя бы потому, что нахождение в оппозиции в течение еще четырех лет, может выхолостить партию как идеологически, так и кадрово. Шансы «согласистов» на вхождению в правяшую коалицию также увеличивает провал на выборах ТБ/ДНЛЛ. Несмотря на свои жесткие идеологические установки, демонстрируемые перед выборами, после них объединение становилось довольно сговоричвым и являлось своеобразной палочкой-выручалочкой при формировании коалиции, которая считается работоспособной и стабильной, если имеет 51 место в Сейме.
Если избиратели резко не изменят своих предпочтений, и «Центр согласия» действительно получит 36 мест в парламенте, ему досточно будет найти общий язык лишь с одной партиией, чтобы получить 51 мандатов. И при таком раскладе переход этого объединения из статуса «вечного оппозиционера» в статут позиционной партии может стать еще одним сюрпризом грядущих выборов.
Комментарии читателей (0):