Лорд Скидельский: причины столкновения Лондона и Москвы на Украине кроются в истории

Британский «моральный евангелизм» мешает установлению мира
7 января 2025  14:11 Отправить по email
Печать

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2024 года разрушила либеральный сценарий войны на Украине. Он предполагал безусловную моральную и материальную поддержку «украинской победы», определяемой, как минимум, возвращение Крыма и Донбасса. В Британии считалось практически предательством предлагать иное, пишет на страницах портала The American Conservative член Палаты лордов барон Роберт Скидельский.

С начала горячей фазы российско-украинского конфликта, подчёркивает автор, «в Великобритании я был одним из немногих сторонников мира, достигнутого путём переговоров». 3 марта 2022 года барон вместе с бывшим министром иностранных дел Дэвидом Оуэном направил письмо в газету Financial Times, в котором они призвали НАТО выдвинуть подробные предложения по новому пакту безопасности с Россией. 19 мая 2022 года в той же газете Скидельский призвал к возобновлению «мирного процесса в Анкаре».

Тогда, отмечает он, «я ещё не знал, что двусторонние мирные переговоры между Россией и Украиной, организованные турецким правительством, были прерваны визитом в Киев 6 апреля тогдашнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, который пообещал Украине всю необходимую помощь для продолжения войны».

«В последующие два с половиной года я, когда сам, когда в хорошей компании, ещё несколько раз призывал к миру, делая всё больший акцент на опасности эскалации, если мир не будет быстро достигнут, – замечает барон. – Но единственным британским политиком первого эшелона, который согласился с этой позицией, стал Найджел Фарадж, лидер Партии реформ. Из стран, не входящих в НАТО, с мирными инициативами выступили Китай и Бразилия».

Британия вошла в группу поддержки президента США Джо Байдена по разжиганию войны между Россией и Украиной. Мы должны обратиться к истории, чтобы понять, почему, – продолжает Скидельский. Дело в том, что нынешняя Великобритания никогда не была по-настоящему «изоляционистской». До начала XX века у неё была всемирная империя, которую нужно было защищать.

Излагая принципы британской внешней политики в 1852 году, министр иностранных дел лорд Гренвиль писал, что «долг и интерес этой страны, обладающей владениями, разбросанными по всему миру, гордящейся своим развитым уровнем цивилизации, поощрять моральный, интеллектуальный и физический прогресс среди всех других наций». Этот образ Британии как мирового полицейского и наставника породил конфликт между «мускулистым» и «пацифистским» крыльями британского либерализма.

Сторонники невмешательства, такие как Джон Брайти Ричард Кобден, утверждали, что именно свободная торговля цивилизует мир, а сторонники вмешательства говорили, что свободная торговля возможна только в мире, который станет цивилизованным благодаря британскому господству и британским ценностям. Поражает, что сегодня пацифистская традиция потерпела крах.

Когда премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил в Чикаго в 1999 году, что «распространение наших ценностей делает нас более безопасными», он провозгласил неизменную миссию британской внешней политики. Притязания на продвижение демократии, как высшей морали, и прав человека оправдывают попытки распространить западные ценности в тех регионах, которые «погрязли» в диктатуре и автократии. Вероятно, самым успешным экспортом Британии стал экспорт её «морального евангелизма» в США, когда те выходили из состояния изоляционизма.

Конечно, этим историческим сюжетом не исчерпываются причины исключительной воинственности Лондона. К этому следует добавить стыд британского истеблишмента за Мюнхенское соглашение 1938 года, по которому Великобритания помогла уступить Гитлеру Судетскую область и тем самым способствовала развязыванию Второй мировой войны. Трудно переоценить силу британского «мюнхенского рефлекса».

Что возвращает нас к Трампу. И те, кто аплодирует ему, и те, кто нападает на его подход к международным отношениям, называют трамповский курс «транзакционным». Сторонники утверждают, что он позволит Трампу «заключать сделки» с диктаторами в интересах США. Противники сожалеют, что в нём отсутствует моральное измерение. Но обе стороны упускают из виду, что мир сам по себе является моральной целью.

В христианском учении он является высшим благом. Папа Римский Франциск часто призывал к переговорам, чтобы положить конец украинскому конфликту, в последний раз в своём рождественском послании. Именно отказ наших «ястребов» и их группы поддержки признать требования установления мира первостепенными является самой большой опасностью, стоящей сегодня перед миром, Трамп же предлагает самый многообещающий выход из всё более опасного будущего, – заключает Скидельский.

Станислав Стремидловский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть