В Таллине прошла конференция, посвященная переходу Эстонии на евро с 1 января 2011 года. В концертном зале Estonia при большом скоплении людей ситуацию разъясняли и всячески успокаивали глава Европейского Центрального банка Жан-Клод Трише, еврокомиссар по вопросам экономики и финансов Олли Рен, а также высокопоставленные эстонские политики, передает корреспондент ИА REX.
Четыре часа европейские и эстонские чиновники говорили о нюансах перехода на евро, что можно было наблюдать в прямой трансляции. Открывая конференцию, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил, что многие жители даже не заметят смены валюты, хотя, возможно, и будут ностальгировать по кроне. Первым докладчиком стал г-н Трише. Он, по традиции, похвалил эстонские власти за самоотверженный труд в ходе подготовки страны к введению единой европейской валюты.
Напомним, что для перехода на евро, государству необходимо соответствовать трем основным Маастрихтским критериям:
1. удерживать дефицит госбюджета в пределах 3% от ВВП;
2. не допускать, чтобы госдолг превышал 60% от ВВП;
3. контролировать инфляцию, уровень которой не должен превышать более чем на 1,5% средний показатель роста потребительских цен трех государств-членов, достигших лучших результатов.
Объективно государственные и фискальные власти есть за что похвалить, ибо Эстония сегодня является чуть ли не единственной страной ЕС, которая полностью соответствует Маастрихтским критериям. Идеальными показателями трех основных индикаторов не могут похвастаться даже такие европейские старожилы, как Франция, Великобритания, Италия и Бельгия. Однако ряд экспертов в Эстонии полагают, что соответствие Маастрихтским критериям власти обеспечили за счет социально незащищенных слоев населения, значительно сократив размер пособий и пенсионных выплат.
Экономист и член правления общественной организации «Ночной дозор» Максим Рева говорит, что сокращение бюджета, проходившее в рамках подготовительной работы, затронуло все сферы, кроме госсектора. «Первым делом сократили зарплаты в промышленном секторе, где в основном заняты русскоязычные жители. Сразу снизили размер социальных пособий, что также ударило по русским в Эстонии, потому что они первыми начали терять работу с наступлением кризиса, — рассказывает Максим Рева. — В свою очередь, на поддержание госсектора, который дает только 20% рабочих мест, но в нем главным образом работают эстонцы, государство потратило остатки стабилизационного фонда, наличием которого очень гордилось, и еще заняло деньги у частных банков. То есть, фактически, подготовка к переходу на евро, представляла собой финансирование 20 процентов населения за счет русских».
Довольно скептически относятся к переходу на евро и некоторые эксперты за рубежом. По мнению британского экономического аналитика Эдварда Хью, Эстонию решили принять в еврозону не благодаря достигнутым экономическим успехам, а из чисто политических соображений. «Еврозона испытывает серьезные проблемы. Нужен был хоть какой-то положительный пример. Этим примером стала Эстония, которая формально выполнила все критерии, однако истинное экономическое состояние страны никто толком не проанализировал», — уверен эксперт. Хью считает, на самом деле ситуация в эстонской экономике представляется весьма печальной, одним из подтверждений чему является массовая эмиграция наиболее талантливой и трудоспособной молодежи. В свою очередь проводимую правительством Эстонии фискальную и кредитную политику он называет «не отвечающей требованиям сегодняшнего дня».
На конференции, конечно же, об этом не говорили, лишь хвалили за хорошо проделанную «домашнюю работу» и давали рекомендации на будущее. Жан-Клод Трише напомнил, что заработная плата должна расти только вместе с ростом производительности труда. А эстонскому правительству посоветовал сохранять бдительность в деле обуздания инфляции.
Олли Рен полагает, что главная задача Эстонии после присоединения к еврозоне — избежать экономического бума, который наблюдался в стране несколько лет назад. И добавил, что для обеспечения в будущем более сбалансированного экономического роста, очень важно уже сейчас вести активную борьбу с безработицей и продолжать проводить жесткую бюджетную политику.
Это, однако, не единственные трудности, с которыми придется столкнуться Эстонии в 2011 году. Она, к примеру, будет вынуждена делать отчисления в антикризисный фонд Евросоюза и оказывать помощь другим странам еврозоны, о чем напомнил на конференции Трише. А Олли Рен добавил, что пакет помощи Греции размером 80 млн евро — это не подарок, а кредит, данный под немаленькие проценты.
Напомним, что 13 июля сего года министры экономики и финансов 27 стран Евросоюза окончательно одобрили вступление Эстонии в еврозону с 1 января 2011 года, утвердив соответствующие регулирующие постановления. В этот же день был сообщен курс привязки эстонской кроны к евро, который составит 15,6 кроны за 1 евро.
В принятом главами финансовых ведомств Евросоюза документе содержались также пожелания правительству Эстонии: оно должно проводить разумную бюджетную политику и стремиться к тому, чтобы внутреннее потребление базировалось на реально произведенных ценностях, а не кредитных деньгах. Правительству также рекомендуется оценить возможность повышения налогов и призвать граждан к бережливости.
Эстония станет 17-м государством еврозоны. Последнее пополнение состоялось в 2009 году, когда евро ввела Словакия. Вхождение в еврозону Литвы и Латвии, как полагают эксперты, состоится не ранее 2014 года.
С 1 января 2011 года еще две недели будут параллельно находиться в обращении две валюты — крона и евро. По истечении этого срока единственным платежным средством станет евро. Безналичные средства на банковских счетах в кронах будут автоматически конвертированы в евро по курсу, установленному советом министров финансов ЕС. В течение полугода после введения евро эстонскую валюту можно будет обменять без уплаты комиссионных. Затем Банк Эстонии уничтожит все денежные знаки в кронах. Чеканку евромонет осушествляет Финляндия. В общей сложности Банк Эстонии заказал 194 млн единиц.
По официальным прогнозам, при переходе на евро цены вырастут за счет округления всего лишь на 0,1-0,3%, и это никак не скажется на потребительской активности. Однако руководитель торгового центра Viru Антс Вазар предполагает, что в первой половине 2011 года розничная торговля будет испытывать проблемы. «Евро — это чуждая для наших людей валюта и очень дорогая», — сказал Вазар в интервью порталу E24.ee, добавив, что финны по-прежнему пересчитывают евро в марки. По оценке Вазара, уровень потребления вновь может вырасти во второй половине следующего года, когда смягчатся последствия экономического кризиса и пропадет боязнь евро.
По данным последнего опроса, проведенного компанией TNS Emor, 50% жителей Эстонии поддерживает переход на евро, 39% выступает против. В конце августа евро поддерживали 48, а против были 42 процента опрошенных, отмечает аналитик фирмы Айвар Воог. По его словам, в дальнейшем процент сторонников евро будет лишь увеличиваться, так как доверие к евро в первую очередь связано с финансовым положением эстонских семей. Согласно последним исследованиям, оно постепенно начинает улучшаться.
Комментарии читателей (0):