В начале апреля ряд стран выразил обеспокоенность готовящимся подписанием договора между КНР и Соломоновыми островами в Тихом океане. Однако главные эксперты по манипулированию островами – США. И готовы ли они к тому, чтобы Соломоновы острова были проданы могущественному конкуренту?
К примеру, Пуэрто-Рико в Карибском бассейне, а в Тихом океане Гуам, Гавайи и несколько островов и атоллов к югу от них служат США в самых разных целях. Гуам был захвачен у испанцев во время войны в 1898 году. Теперь это – владение США, то есть остров официально значится как организованная неприсоединенная территория США, пишет Институт международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ.
При этом в Палате представителей есть один делегат от Гуама, но его функции непонятны, поскольку он не имеет права голоса. Видимо, это символическая подачка, чтобы местные особо не возмущались, ведь на острове «движение за независимость».
В XX веке США использовали некоторые острова для испытания ядерного оружия – атоллы Бикини и Эниветок на Маршалловых островах приняли на себя удар почти 70 ядерных боезарядов. Многие коренные жители умерли от онкологии, а радиоактивный фон до сих пор превышает допустимую норму.
И вот 23 ноября 2013 года Китай добился контроля над воздушным пространством в Восточно-Китайском море через создание первой зоны ПВО. Пекин спроектировал свою зону ПВО так, чтобы она перекрыла зоны ПВО Японии, Южной Кореи и Тайваня, несмотря на спорные территориальные и морские юрисдикции: контролируемые Японией острова Сенкаку и воды вокруг Иодо, что вызвало протесты со стороны США, Японии и Южной Кореи.
А Китай выдвинул уникальную стратегию создания искусственных островов и провозглашения там суверенитета. Так произошло в отношении Парасельских островов и Спратли в Южно-Китайском море.
Китаю нужны острова в качестве опорных пунктов. Поэтому он активно заключает договора об аренде с островными государствами. На Шри-Ланке КНР помогала в строительстве в порту Хамбантота, но платить было нечем, и был заключен долгосрочный договор об аренде.
Но вернемся к Соломоновым островам.
«Рамочное соглашение», о котором трубят западные СМИ, имеет расплывчатые формулировки. В США, Новой Зеландии и Австралии считают, что это позволит Китаю проводить разнообразные военные и разведывательные операции, активно участвовать в поддержании общественного порядка, созданию вооруженной полиции, военных и других правоохранительных сил.
Суверенитет Соломоновых островов будет защищен детализированными полномочиями. Тем не менее, включение фразы, которая дает обеим странам право действовать «в соответствии со своими собственными потребностями», усилило опасения о том, что может произойти, если это соглашение вступит в силу.
Достоверность документа не была подтверждена, пока 25 марта правительство островов не признало, что они стремятся «расширить сотрудничество с большим количеством партнеров». Они подтвердили, что Рамочное соглашение еще не подписано, хотя правительство намерено завершить его, несмотря на давление.
По мнению США, «приближающаяся годовщина эпической битвы за Гуадалканал во время Второй мировой подчеркивает исключительную важность Соломоновых островов для обеспечения безопасности Австралии, Новой Зеландии, Папуа – Новой Гвинеи, Новой Каледонии, Вануату и Фиджи.
Соломоновы острова расположены в 2000 милях к востоку от северной Австралии. Они пересекают судоходные и коммуникационные пути, поэтому их контроль со стороны враждебной державы представляет угрозу обороноспособности Австралии.
Рамочное соглашение даст возможность обеспечить значительное военное присутствие НОАК на Соломоновых островах (гражданские беспорядки «обязательно» послужат предлогом для вторжения Народно-освободительной армии на Соломоновы острова) и позволит ВМС НОАК посещать корабли и пополнять материально-техническое обеспечение.
Австралия и Новая Зеландия решительно настроены против этого соглашения. Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн назвала это «крайне тревожным». Предлагаемое соглашение не только результат регионального сотрудничества и поддержки правительства Соломоновых островов, оно сопровождается и другими демонстрациями поддержки.
Это включает в себя объявление в феврале во время визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Тихоокеанский регион о том, что США вновь откроют посольство в Хониаре, закрытое с 1993 года. Блинкен сказал, что этот шаг был предпринят, чтобы помешать Китаю «прочно внедриться» в южнотихоокеанскую нацию. А премьер-министр Австралии Скотт Моррисон уже подвергся критике за то, что его политика в области изменения климата и сокращение иностранной помощи, особенно Соломоновым островам, подорвали влияние Австралии в интересах КНР.
Правительство Моррисона использовало термин «тихоокеанская семья» как способ выражения связей между традиционными тихоокеанскими субъектами, что исключает КНР. Правда, развертывание этой риторики не увенчалось успехом.
Нет сомнений, что появление Рамочного соглашения является неприятностью для всех стран, которые в последние месяцы вместе работали над противодействием влиянию Пекина в Тихоокеанском регионе разными средствами.
Центр стратегических и международных исследований выдал реальные цели и интересы Соединённых Штатов – сохранение контроля над Тихим океаном. А в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии видна попытка расширить зону влияния.
Различные острова могут быть не только пунктами базирования ВВС или ВМС. Если над точкой суши в океане установлен суверенитет государства, то по международному праву этот суверенитет распространяется на исключительную экономическую зону и воздушное пространство.
Океан может использоваться для вылова морепродуктов, а морской шельф – для добычи природных ресурсов. Истощение традиционных шахт горной промышленности разных государств вынуждает компании все чаще обращаться к такому перспективному виду добычи.
«Голубая экономика» имеет серьезный потенциал для обогащения. И наличие островов облегчает осваивание морского дна, поскольку позволяет размещать оборудование, персонал, обрабатывать ресурсы, осуществлять логистику в соответствии со своими интересами.
Это подталкивает страны к тому, чтобы серьезно относиться к защите своих островов и заморских территорий. У Франции, к примеру, в Океании есть острова Уоллис и Футуна, которые являются королевствами Ало и Сигав, но входят в состав Франции на условиях договора о протекторате от 1887 года.
Из-за этого она претендует на торгово-экономическое, политическое и военное присутствие в Тихом океане. А совокупность морских владений Франции составляет более 11 миллионов квадратных километров, что в 20 раз больше её континентальной территории.
На первом же месте по морским владениям находятся Соединённые Штаты. Кстати, наличие ресурсов может вызывать напряженность между метрополией и провинциями. Узнав, что французская горнодобывающая компания планирует разработку кратера Кулоласи, где находятся залежи редкоземельных металлов, население Уоллис и Футуна заявило протест и даже пригрозило отделением от Франции.
А сколько еще таких островов находится в Тихом и Атлантическом океане.
В Институте РУССТРАТ уверены, что в нынешнюю эпоху глобализации и изменения геополитического миропорядка роль и статус больших и малых островов значительно повышаются, и мы еще увидим горячие схватки за острова.
Комментарии читателей (1):