6 января я отметил:
«Если поможет Россия, то Токаев будет должен – стратегия развития страны, приоритеты, кадровые назначения. Судя по тому, что он уже поменял несколько новых человек, по кадрам работа уже ведется. Это раз.
Второе. Собственно, какой порядок нужен России? Города Северного Казахстана, Астана (будущее новое-старое название столицы), Байконур, места добычи ресурсов, военные полигоны. То есть, вахтовый вариант, за исключением русскоязычного Северного Казахстана. Это даже не Сирия или Ливия. Это Ангола. Мозамбик. ЦАР. С учетом общей границы – нет никаких проблем.
Третье. О каких уступках националистам может идти речь – не совсем понятно, если у них одно будущее – жесткая зачистка. Что мы уже и видим на улицах Алма-Аты.
Четвертое. Мы уже получили право на защиту русскоязычного населения. Это уже много по сравнению с предыдущими 30 годами».
Невмешательство и отстраненность США только подчеркивают, что а) транзит власти в Казахстане полностью управляемый и б) Казахстан переходит из «серой» геополитической зоны в зону влияния России».
Ранее на ИА REX: Казахстан переходит из «серой» геополитической зоны в зону влияния России
Уважаемый коллега Мардан 7 января пишет:
«Токаев поблагодарил «Лично президента Путина» и демонстративно проигнорировал армию и силовиков. О Елбасы президент Казахстана молчит оглушительно громко.
Русская армия берет под охрану стратегические объекты – аэропорты, урановые шахты, нефтяные скважины, газокомпрессорные станции и химические заводы. А еще – трубопроводы и дороги. Дальше будет самое интересное.
Казахстан – типичная африканская колония, ресурсы которой были переданы для разработки транснациональным компаниям. Везде есть доля Назарбаевского клана. Осторожная реакция Запада и на мятеж и на русскую интервенцию объясняется, во-первых, заботой о собственных экономических интересах, но не только.
Главная причина – это осознание того факта, что Россия вчера захватила контроль над стратегическим китайским транспортным коридором – «Новый шелковый путь». Я это к тому, чтобы было понятно, насколько меняется геополитическая диспозиция после того, как Россия установит протекторат над Казахстаном».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В сущности, на сегодня есть три варианта развития Казахстана.
А. Сценарий деградации. Победа над внутренними и внешними террористами, возвращение войск ОДКБ в страны базирования, но последующее возвращение Токаева к продолжению политики Назарбаева по превращению Казахстана в сырьевой придаток Запада и закреплению его в этом качестве без серьезной и позитивной экономической и социально-общественной трансформации. Продолжающееся обнищание и расслоение населения. Переход на освоение страны вахтовым методом.
Б. Распад Казахстана на Север и Юг. Данный сценарий реализуется в том случае, если Токаев окажется не в состоянии окончательно подавить мятеж и раскол элит. Важны прежде всего силовые структуры. Если некоторые другие властные и финансовые кланы объединятся в союзы на территориях своих жузов, подкрепляемые политической волей своих предводителей, а Токаев не сможет ни договориться, ни подавить мятеж, то будет реализован сценарий раздела страны.
Север и Восток временно уйдут под протекторат России, чтобы потом вернуться отданными во время Советского Союза землями в состав России. Но сможет ли Юг и Запад страны стать финансово и политически самостоятельными – большой вопрос. Тем более, что и месторождения нефти, находящиеся на западе страны, могут быть Севером национализированы (жесткий вариант) или соглашения по ним пересмотрены (мягкий вариант).
В этой связи Юг Казахстана может стать прибежищем для террористов разных мастей. Это со временем поставит вопрос и о его зачистке, присоединению к Северу и переводу на мирные рельсы развития.
В. Переход под российский протекторат. Токаев полностью подавляет мятеж, но по его просьбе войска ОДКБ остаются в республике на продолжительный срок (возможно, происходит подписание о создании в республике одной-двух военных баз России), происходит возврат к мирной жизни, Токаев начинает серию болезненных, но необходимых Казахстану экономических и общественно-политических реформ.
Западные нефтяные ТНК остаются в стране, но начинают «социально ответственный бизнес» – значительная часть прибыли идет на развитие страны. Конечно, не факт, что это их устроит, но двери на выход открыты всегда, а созданную инфраструктуру Казахстан, РФ и КНР вполне могут грамотно поделить.
Казахстан становится донором региональной стабильности в направлении Таджикистана, Туркменистана, Киргизии, Афганистана. Подписывается соглашение о Союзном государстве с Россией, аналогичное соглашению с Белоруссией, что предваряет переход к более тесной политической и экономической интеграции трех стран по типу Евросоюза и даже ближе. В этом сценарии долгосрочные перспективы Украины становятся очевидными как никогда.
Комментарии читателей (2):