Есть ряд особенностей, которые усложняют изучение Белоруссии и его реалий, сообщает ТГ-канал "Лизан".
Во-первых, в РБ интересная статистика от «Белстат». В целом, она отличная: информативная, сборники выходят регулярно. Но если вы захотите узнать объёмы импорта табачного сырья в РБ, производства сигарет в РБ и географию их экспорта, то окажется, что таких данных нет ни в одном статистическом сборнике – их оттуда убрали примерно к 2016 году.
Осложнится у вас работа и в том случае, если вы попытаетесь составить диаграммы по объёму импорта яблок в РБ, отталкиваясь от данных ежегодных сборников по внешней торговле – вы в них просто не найдёте нужной вам информации с разбивкой по странам и кодам ВЭД. А вот в полугодовых данных Белстат нужные цифры вы найдёте без проблем.
Куда девается статистика? В первом случае её убрали с глаз долой чтобы нельзя было отследить географию экспорта белорусских сигарет – они уходят в РФ и ЕС контрабандным путём. Что виной во втором случае – умысел или особенности статистического учёта – не ясно. Однако, что сигареты, что яблоки и грушами, являются товарами, которые особенно интересны контрабандистам. И в случае с сигаретами и табаком, вытравить из сборников «Белстат» без прямого содействия власти невозможно.
Во-вторых, по РБ практически нет актуальной социологии об уровне доверия/поддержки политиков или политических партий. За 2,5 года работы на «Сонар-2050» я не помню ни одного случая, когда в РБ хоть раз опубликовали бы нечто похожее на регулярные итоги опроса ВЦИОМ или ФОМ с отражением динамики поддержки главы РБ и других политиков. Чаще публикуют данные об уровне доверия россиян к главе соседнего государства.
Социология в РБ наверняка есть, но она закрыта. Поэтому какой уровень поддержки у белорусской власти остаётся только гадать или верить ТВ, у которого единственная задача – поддерживать социальный оптимизм, а также ЛОМам, которые крайне предубеждены так как связаны с той самой властью. Или не верить ни ТВ, ни ЛОМам, а слепо доверять белорусской оппозиции, которая не может считаться непредубеждённой просто потому что ненавидит власть.
В-третьих, примерно с 2017 года власть решила прекратить публикацию данных о финансовом состоянии предприятий. Поэтому, в посте о нефть и пришлось приводить данные по МЗКТ за 2016 год – более свежей информации нет.
Данные приходится выуживать из отчётности по бюджетам регионов, где заводы и находятся. Почему прекратили публикацию? Полагаю, сыграл комплекс факторов: так легче работникам статистики (меньше данных, меньше работы) и так проще политикам (итоги работы заводов освещают журналисты, а если нет данных, то нет и критики власти). Заодно миф об эффективности белорусской экономической модели ничто не рушит.
В-четвёртых, есть ряд ведомств, которые вообще ни о чём не отчитываются просто потому что в их отношении не существует никакого механизма контроля кроме личных отчётов их руководителей перед главой государства. Помните, как на Украине несколько лет назад резвились журналисты, когда стали разглядывать налоговые декларации чиновников, у которых оказались сотни тысяч долларов/евро кэшем?
В России, которую многие считают крайне закрытой страной, функционеры Управделами президента РФ (считайте, завхозы Путина) регулярно публикуют декларации. В РБ нет в публичном доступе налоговых деклараций топ-менеджеров и чиновников (исключение – декларации, которые подают в ЦИК кандидаты в президенты). Остаётся лишь гадать, кто из них миллионер, а кто ещё в процессе.
Вывод из этой истории предельно простой: РБ крайне закрытая в информационном плане республика, где информация признаётся большей ценностью чем доверие между властью и населением, которому оставляют возможность довольствоваться слухами и сплетнями, распространяемыми оппозиционными СМИ, но не данными труда экономистов, социологов и работников статистики.
Комментарии читателей (1):