Президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил, что согласие Израиля на прекращение огня в секторе Газа и в Ливане «может повлиять на решение Ирана об ответных мерах в отношении еврейского государства после атаки 26 октября». По его словам, «только лишь пересмотр ими своего поведения, согласие на прекращение огня и убийств невинных людей в регионе могут повлиять на то, каким образом мы ответим и с какой силой».
На первый взгляд может показаться, что на фоне многочисленных заявлений официальных лиц Ирана относительно ответного удар по Израилю, заявление Пезешкиана вписывается в контекст продолжающейся информационной войны между двумя странами, когда они выступают с угрожающими предупреждениями в адрес друг друга. Но есть и определённый внешний фон, который оказывает заметное влияние на ход событий. Прежде всего, речь идёт о возможных итогах президентских выборов в США, хотя ранее портал Axios сообщал, что Иран якобы «с территории Ирака в ближайшие дни проведёт атаку на Израиль, а до этого он будет держать Израиль в состоянии неопределённости и «нерешительности».
При этом сохраняется схема действий: «Иран отвечает, а затем Израиль готовит ответный удар». Эксперты предполагают, что « тактика ответных ударов используется Тегераном и Тель-Авивом для достижения своих определённых целей в США». Иранская газета «Арман Мелли» исключила возможность начала региональной и полномасштабной войны в результате действий Ирана и Израиля. Говоря о политике США, она пишет: «Если Трамп будет избран, он попытается, исходя из данных им обещаний, оказать давление на Нетаньяху, чтобы тот прекратил войну». Но если миссис Харрис победит на выборах, её политика будет несколько отличаться от политики Байдена, и у неё, как и у Обамы, тоже будут проблемы с Нетаньяху».
Похоже, что именно поэтому глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху стал предпринимать действия упреждающего характера. Израильский телеканал 12 сообщает, что Тель-Авив «готовится к завершению войны на Ливанском фронте в течение двух недель и восстановить безопасность на севере с соглашением или без него». При этом заявлено, что «продвижение «Хезболлы» за реку Литани необходимо для возвращения населения». В этой связи израильские военные подтвердили, что израильская армия готовится к реализации плана передислокации на границе между Ливаном и Израилем. Что же касается поведения Ирана, то в специальном отчёте израильского правительства указывается: «Тегеран переносит поле боя на другую арену, подальше от «Хезболлы» в Ливане».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.11.24 Полиция Израиля арестовала помощника Нетаньяху за утечку секретных разведданных
- 02.11.24 «Исламское сопротивление Ирака» заявило об ударах по Эйлату
- 01.11.24 Россия может стать посредником в переговорах Израиля с Ливаном и с «Хезболлой»
- 31.10.24 Военные лидеры Израиля дали понять, что их работа в Газе и Ливане закончена
В то же время в Каире проходят встречи между движениями ФАТХ и ХАМАС «по механизму достижения консенсуса в отношении способа управления сектором Газа через так называемый «Комитет общественной поддержки» с участием главы палестинской автономии Махмуда Аббаса. Готовится решение, которое будет вынесено на обсуждение на следующей неделе на Арабско-исламском саммите в Эр-Рияде. Похоже, что речь ведётся о создании в Газе временного правительства или администрации. По плану она должна будет взять на себя «управление и организацию работы на контрольно-пропускном пункте Рафах». Сообщается, что госсекретарь США Энтони Блинкен уже провёл телефонный разговор со своим египетским коллегой Бадром Абдель Ати, обсуждая «детали предложенных сценариев по обеспечению в ближайшие дня спокойствия в Газе и Ливане».
Из этого следует, что под заявлением Пезешкиана существует реальная договорная основа. Если возвращаться ещё раз к «Хезболле», то её руководство заявило о пересмотре своих отношений «как с внутренними политическими силами в Ливане, так и внешними союзными». Также заявлено, что «альянсы движения не будут такими же, как до начала войны в октябре 2023 года».
Так что мы видим факты заметного самоустранения Ирана от непосредственного вмешательства в ливанский конфликт, что начинает расходиться с теми сценариями, которые прежде моделировали эксперты при обсуждении возможной войны в Ливане. Этот вопрос нуждается в более тщательном анализе и изучении. «Хезболла» — самая крупная военизированная группировка в так называемой «Оси сопротивления», представляющей собой коалицию региональных вооружённых группировок, враждебных Израилю. Но теперь меняется риторика Ирана о мести Израилю. Она становится более сдержанной. Но грозящее «Хезболле» политическое одиночество может серьёзно изменить ситуацию на Ближнем Востоке.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):